Область стандартизации
стандартизации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ">
Рисунок 1. Область стандартизации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В широком аспекте сфера стандартизация охватывает все сектора рыночной экономики, включая в себя планирование разработки и использование социальных государственных стандартов, норм аудиторской деятельности и многих других форм нетоварной предпринимательской системы.
В сложившемся же более узком понимании данного термина, стандартизация рассматривает только структуру товарного рынка, область производства продукции, услуг и работ.
Основными объектами стандартизации считаются работа (технологический процесс), изделия, относящиеся к любому материалу и компоненту услуги, оборудование, система правил и процедур, а также метод проведения определенной деятельности.
Список нормативных документов по стандартизации, который используются на территории России, и общие нормативы к ним закреплены Законом Российской Федерации «О стандартизации».
Стандарт конкретной сферы деятельности – требование, принятое государственным органом самоуправления в пределах его официальной компетенции.
В зависимости от особенности объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему норм разрабатываются такие виды стандартов:
- стандарты общепринятые и основные;
- стандарты на услуги, продукцию;
- стандарты на процессы и организационный мероприятия;
- стандарты на приемы и способы контроля (измерений, испытаний, анализа).
На работы, товары и услуги, которые имеют межотраслевое назначение, создаются национальные стандарты. Для предоставления государственной защиты прав и интересов Российской Федерации и конкурентоспособности российской продукции в государственных стандартах могут прописываться дополнительные требования на перспективу, опережающие собственные возможности и время.
Организационно-правовую базу для полноценного государственного регулирования в указанной сфере управления составляют Федеральный закон России от 27 декабря 2001 г. «О техническом контроле» (ред. от 25.07.2015) и Федеральное постановление от 24.05.2008 «Об обеспечении целостности и единства измерений» (ред. от 22.09.2013).
Федеральное агентство по техническому регулированию
Сфера стандартизации и метрологии представляет собой федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий межотраслевую координацию, а также функциональное регулирование в среде сертификации готовы изделий. Определенные уполномоченные на этот процесс государственные структуры межотраслевого самоуправления и их должностные лица в пределах своей профессиональной компетенции имеют право возбуждать уголовные дела и привлекать к административной ответственности юридических и физических лиц, виновных в совершении разноплановых административных правонарушений, которые предусмотрены Кодексом Российской Федерации.
Лицами, которые официально уполномочены составлять соответствующие протоколы об административных правонарушениях, работают на государственное учреждение и являются должностными лицами федеральных структур исполнительной власти, их организаций, различных подразделений и территориальных органов, а также других национальных коалиций в соответствии с функциями и задачами, возложенными на них законами либо нормативными правовыми требованиями Президента РФ или Правительства России.
Органы, регулирующие требования в сфере стандартизации
- Органы, которые осуществляют экологический государственный контроль, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями «0 нарушениях использования методов стандартизации».
- Федеральная организация исполнительной власти, уполномоченная в сфере рынка ценных бумаг, рассматривает дела, связанные с административными правонарушениями согласно требованиям ст. 16.17-17.24 КоАП РФ.
- Антимонопольный государственный орган и его территориальные представители рассматривают различные правонарушения, прописанные в ст. 12.3, 14.6, 18.8, 19.5 и 19.8 КоАП РФ.
- Органы, которые представляют комплексный контроль соблюдения порядка ценообразования, рассматривают уголовные дела, предусмотренных ст. 14.6 КоАП РФ.
- Органы метрологии, стандартизации и сертификации занимаются изучением правонарушения, которые предусмотрены ст. 19.19 КоАП РФ.
- Органы статистического национального учета рассматривают дела об административных преступлениях, предусмотренных ст. 13.19 КоАП РФ.
- Органы саморегулирования естественных монополий решают дела об административных правонарушениях, установленных ст. 19.5 и 19.8 КоАП РФ.
Сферы применения стандартизации на примере области услуг
Значительное внимание к проблемам стандартизации услуг демонстрирует Европейский комитет по основам стандартизации (CEN). В частности, CEN, придавая огромное значение развитию туристической сферы для экономики европейских государств, за последние годы создал ряд универсальных стандартов, которые должны в результате содействовать длительному взаимопониманию между потребителями данных услуг и предлагающими их компаниями.
Германский институт стандартизации (DIN), исследовав уровень основных потребностей в разработке правильных стандартов для разных сфер услуг, констатировал, что для экономики страны значимую роль играют образовательные и коммунальные услуги, обеспечение масштабной инфраструктуры производства и торговля посредством Интернета.
Благодаря стремительно увеличивающимся возможностям электронной связи постепенно расширяются услуги по страхованию, кредитованию под залог, обмену валют посредством брокерских операций и др.
В мировой практике методы стандартизация полностью охватывает такие сферы, как туризм, гостиничное хозяйство, грузовые и пассажирские перевозки, бесперебойную связь, банковское дело и образование. Как объект стандартизации услуга может повлечь за собой определенные трудности, так как не все ее характеристики выражаются количественно. В этом же заключается и специфика сертификации услуг в сфере стандартизации.
Мировой опыт в этой области стандартизации вполне достаточен для того, чтобы выступить фундаментом для международной стандартизации. Ключевыми аспектами стандартизации услуг являются: терминология, классификация, условные обозначения, общетехнические требования и нормы.
Государственные стандарты на услуги являются стимулом для конкурирующих в данной сфере компаний к улучшению качества и совершенствованию реализуемого на рынке ассортимента услуг при условии способности предоставить их базовый уровень. Послепродажное обслуживание - один из основных факторов конкурентоспособности продукции, поэтому сделанный потребителем с учетом этого критерий выбор может стать его лучшим решением.