Государственный стандарт образования – это совокупность всех необходимых требований, которые предъявляются к образованию, определенной специальности, профессии и направлению подготовки, что утверждены федеральными органами исполнительной власти. Данные органы осуществляют функции по выработке нормативно-правового регулирования и государственной политики в области образования.
К образовательным стандартам, что были разработаны до 2009 года, применялось название «Государственные образовательные стандарты». Стандарты образования должны выполняться всеми ВУЗами Российской Федерации, что имеют государственную аккредитацию.
Цели и структура образовательных госстандартов
Федеральные государственные стандарты призваны для того, чтобы обеспечить:
- единство образовательных процессов Российской Федерации;
- преемственность образовательных программ дошкольного воспитания, начального, основного общего, среднего образования и высшего профобразования;
- духовно-нравственное воспитание и развитие.
Государственные образовательные стандарты устанавливают сроки получения профессионального и общего образования с учетом разных обучающих форм, особенностей отдельных категорий обучающихся, а также образовательных технологий.
Федеральный образовательный стандарт – это основа для:
- разработки и внедрения главных образовательных программ;
- разработки программ учебных дисциплин, научной литературы, курсов, а также контрольно-измерительных материалов;
- организации образовательного процесса в учебных учреждениях, которые реализуют ключевые образовательные программы в соответствии со стандартом (организация процесса не должна зависеть от подчиненности и организационно-правовых форм учебного заведения);
- разработки нормативов по финансовому обеспечению образовательной деятельности учебных заведений, которые организуют основную образовательную программу;
- формирования муниципального задания для учебного заведения;
- осуществления надзора и контроля за соблюдением законов Российской Федерации в сфере образования;
- осуществления государственной промежуточной и итоговой аттестации учащихся;
- создания системы по внутреннему мониторингу качества образования в учебных заведениях;
- организации работ методических служб;
- организации административно-управленческого персонала и педагогических работников муниципальных и государственных образовательных учреждений;
- организации профессиональной переподготовки и повышения квалификации сотрудников образования.
В соответствии с Законом № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года каждый государственный стандарт включает три вида требований:
- Требования к структуре главных образовательных программ. Также сюда можно отнести требования соотношения объема образовательных программ к их частям. Кроме этого учитывается соотношение основной части программы к той части, которая формируется участниками образовательного процесса.
- Требования, которые предъявляются к условиям реализации главных образовательных программ, а также финансовым, кадровым и материально-техническим условиям.
- Требования, предъявляемые к результатам освоения главных образовательных программ.
Высшее образование необходимо для того, чтобы выработать у учащихся профессиональные и общекультурные компетенции. Для реализации каждого образовательного стандарта учебное заведение должно разработать основную программу, которая включает учебную программу, календарный график, рабочие программы учебных дисциплин и курсов, а также методические и оценочные материалы.
Особенности разработки государственных стандартов образования
Государственные стандарты могут быть разработаны по образовательным ступеням и уровням, направлениям подготовки, профессиям и специальностям. Стандарты заменяются один раз в десять лет.
Федеральные стандарты общего образования разрабатываются по образовательным уровням. Государственные стандарты профобразования разрабатываются по специальностям и направлениям подготовки (по соответствующим ступеням профессионального образования). При создании и разработке федеральных стандартов профессионального образования во внимание берутся положения соответствующих стандартов.
Разработка государственных образовательных стандартов осуществляется с учетом перспективных и актуальных потребностей человека, развития государства и общества, обороны и безопасности страны, науки, образования, технологий, техники, социальной сферы и экономики. Разработка осуществляется в том порядке, который установлен действующим законодательством РФ о размещении заказов на поставки товаров, оказание услуг и выполнение работ для муниципальных и государственных нужд.
Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования разрабатываются учебно-методическими объединениями ВУЗов по соответствующему направлению подготовки и специальностям.
Все проекты образовательных стандартов направляются в Министерство науки и образования Российской Федерации, после этого оно размещает все проекты на официальном сайте. В сети происходит обсуждение стандарта представителями государственно-общественных объединений, заинтересованных органов исполнительной власти, ведущих научных учреждений, объединений институтов и работодателей общественного участия в управлении образованием, а также научно-педагогических сообществ. После этого Министерство науки и образования направляет их на независимую экспертизу.
Независимая экспертиза стандартов образования осуществляется в срок 14 дней со дня их предоставления в Министерство образования. Передать проект стандарта на проверку могут:
- Объединения организаций и работодателей, что осуществляют деятельность в соответствующих экономических отраслях: по проектам стандартов среднего профессионального, начального образования и высшего образования.
- Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и институты общественного участия в управлении образованием, которые осуществляют управление в сфере обучения: по проектам стандартов общего образования.
- Министерство обороны РФ и федеральные органы исполнительной власти, которые предусматривают военную службу: по проектам стандартов среднего общего и профессионального образования в части тех вопросов, которые касаются подготовки граждан к армейской службе.
По результатам проведения независимой экспертизы в Министерство науки и образования Российской Федерации направляется заключение экспертов, которое подписано руководителем органа или государства, что проводило ее.
Проекты государственных стандартов образования, экспертные заключения и замечания обсуждаются советом Министерства науки и образования Российской Федерации, который принимает решение рекомендовать к доработке, утверждению или отклонению. После того как совет выдает свое решение, Министерство науки и образования РФ принимает собственное решение касаемо утверждения стандарта образования.
Внесение всех изменений или дополнений в федеральный государственный стандарт осуществляются в том порядке, что и принятие самих стандартов. Порядок принятия образовательного стандарта реализуется в соответствии с Правилами разработки и утверждения государственных стандартов, что утверждаются Правительством Российской Федерации. Стандарты образования разрабатываются Учебно-методическими объединениями по соответствующим направлениям подготовки.
В связи с тем, что принят новый закон об образовании и внесены изменения в Трудовом Кодексе, что вводит понятие профессионального стандарта по каждой профессии, то планируется разработка государственных стандартов образования с учетом положений профстандартов.