Профессиональный стандарт воспитателя или педагога представляет собой документ, который включает список личностных и кадровых требований к человеку, осуществляющему педагогическую деятельность на территории Российской Федерации.
Рисунок 1. Структура профессионального стандарта педагога-воспитателя. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Профессиональный документ педагога–воспитателя считается на сегодняшний день основным стандартом в государстве. Он разработан для смягчения требований и правил квалификационных особенностей. Данный вид норматива, предназначенный для грамотного проведения дошкольного образования, способствует создать необходимые должностные инструкции только для этой категории работников.
В рассматриваемом документе используют термин “профессиональные информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) компетентности”.
Тут подразумевается применение новых методик в пределах решения методических задач. Аудит является системным, документированным и независимым процессом объективного оценивания работы воспитателя для определения уровня соблюдения выдвигаемых норм.
Внутренняя аудиторская деятельность осуществляется в рамках учебного учреждения, а внешняя экспертиза включает проведение плановых аттестаций педагогических сотрудников представителями региональной власти, в задачи которых входит улучшение образования.
Содержание стандарта воспитателя
Профессиональный норматив сотрудников педагогической сферы содержит требования, которые необходимо обязательно выполнять.
Педагог-воспитатель обязан:
- понимать особенности образовательной программы и предмета;
- иметь соответствующее образование;
- уметь планировать, анализировать, проводить уроки и занятия;
- владеть ключевыми приемами, методами, формами внеурочной деятельности;
- находить к каждому ребенку индивидуальный подход;
- применять в работе критерии оценки;
- использовать ИКТ.
Профессиональный стандарт воспитателя также включает требования к воспитанию, поэтому педагог должен: знать и использовать способы воспитательной деятельности; организовать экспедиции, походы, экскурсии; вовлекать дошкольников в процесс обучения и воспитания, стимулировать их познавательную деятельность; расставлять приоритеты и воспитательные цели, нацеленные на развитие детей; сотрудничать с родителями, привлекая их к образовательным вопросам.
Современный сотрудник педагогической сферы должен владеть и использовать методики, позволяющие ему проводить грамотно составленную развивающую и коррекционную работу, анализировать нововведения в образовательной системе и происходящие с ребенком изменения.
Значимость профессионального стандарта воспитателя
Указанный вид государственной документации позволяет отсекать дополнительные нагрузки и обязанности, отвлекающие педагога от работы с детьми. К примеру, в профессиональный стандарт воспитателя не включается разработка образовательных приложений и программ.
В исследуемом документе указывается, что он является хорошей альтернативой морально устаревшим критериям оценки профессиональной работы педагога-воспитателя.
Профессиональный норматив дошкольного образования способен раскрепостить современного воспитателя, дать ему новые силы и желание для саморазвития посредством идеи совершенствования педагогических сотрудников. Авторы документа предполагают, что данная документация должна побуждать учителя к нахождению уникальных решений. Подобная ситуация подразумевает расширение общего пространства для творчества, объединения в одном воспитателе сразу нескольких специальностей: дефектолога, социального представителя, психолога.
Стандарт педагога-воспитателя выступает механизмом внедрения новой образовательной системы в современных условиях, методом увеличения качества дошкольного воспитания. Он помогает выйти отечественному образованию на более высокий, международный уровень.
Профессиональный норматив в педагогической сфере стал основой для создания трудового контракта, содержащего принципы взаимоотношений между работодателем и работником. Согласно учрежденному документу, воспитатели-педагоги обязаны совершенствовать навыки поведения дошкольников во Всемирной паутине, развивать знания поликультурного общения, способствовать формированию толерантности по отношению к другим людям.
Функции стандарта и требования к современному воспитателю
Рисунок 2. Значение профстандарта педагога-воспитателя. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Данный вид профессиональных нормативов устанавливает границы требований к уровню квалификации педагогического сотрудника. Профессиональный документ воспитателя определяет деление работы на определенные этапы, учет специфики интеллектуальной деятельности в образовательных дошкольных учреждениях. Проекты в сфере образования структурируют воспитание и развитие ребенка, наполняя педагогический процесс обновленными методиками.
Профессиональный стандарт современного воспитателя выполняет такие функции:
- помогает педагогу преодолеть технократический подход в общей оценке учительской работы;
- обеспечивает постепенное увеличение ответственности педагогического сотрудника за собственные профессиональные итоги;
- мотивирует воспитателя на постепенное повышение уровня квалификации.
В связи с перечисленными функциями, учитель должен стать подлинным гражданином своей родной страны, осознавать свою значимость и принадлежность к определенному обществу, уважать права и свободы личности. В процессе деятельности сотрудник педагогической сферы непременно руководствуется цельностью социальных норм и правил, принятых в конкретном государстве. Он обязан знать и применять в своей работе возрастные и личностные особенности дошкольников, формировать условия для реализации коммуникативной компетентности учащихся.
Применение профессиональных стандартов воспитателя
Профессиональные стандарты воспитателей и педагогов применяют не только в процессе плановой аттестации, а также при отборе потенциальных кандидатов на должность. Подобная документация позволяет определить и объективно оценить уровень знаний учителя, помогать в увеличении собственного опыта работы.
Стоит отметить, что после распада Советского Союза в российском образовании в течение длительного периода времени функционировали неразбериха и хаос. Те образовательные системы и программы, которые были предназначены для деятельности воспитателей, устарели по содержательному основному компонент и не могли удовлетворять нормам, установленным обществом к выпускникам образовательных учреждений и детских садов.
Применение профессиональных стандартов помогает структурировать и упорядочить работу педагогов, повышая общий уровень знаний учащихся. Определенные трудности часто возникают у членов экспертных групп и аттестационных комиссий, связанные с оценкой результатов профессиональной работы воспитателей. Решение сложившейся ситуации является обязательным условием для определения размера заработной платы сотрудникам данной сферы труда. Разработка и реализация в системе школьного и дошкольного образования указанного норматива позволяет более эффективно решать подобные вопросы, объективно оценивать целесообразность деятельности талантливых учителей и воспитателей.