Сегодня на территории России, как и во всех других странах, основным элементом образовательного процесса выступает учредительная программа. Образовательный норматив (ФГОС) необходим для того, чтобы систематизировать содержание и структуру ключевых концепций в сфере образования. Стандарт указывает, каким образом лучше сформировать образовательную программу с точки зрение общества, определяет ее принципы, наличие в ней определенных элементов и какое количество полномочий она должна создавать.
На данный момент продолжают внедряться учредительные документы 3-го поколения. В конце прошлого столетия переход на рыночную экономику в государстве стал причиной развития негосударственного образования. В итоге возник вопрос: “Возможно ли регулировать такую сферу обучения в условиях демократии?” Так и появилась идея образовательных нормативов, которые реформируют данную сферу.
Стоит отметить, что в Российской Федерации наблюдается небольшая путаница, имеющая отношение к самому определению «стандарт». В зарубежных странах этот термин означает принятые на добровольной основе обязательства нескольких участников конкретного вида деятельности. В России считается, что «стандарт» - это строгие требования государства, которые необходимо выполнять. Но нужно понимать, что законом о технической стабилизации контролируется лишь соблюдение регламентов, а не сами нормативные документы, подобные проекты выступают лишь своеобразными измерительными инструментами.
Что такое профессиональный и образовательный стандарт
Рисунок 1. Образовательный стандарт. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Образовательный стандарт – норматив, который устанавливает совокупность норм и требований к итогам освоения центральной образовательной программы, ее условиям реализации, принципам и структуре.
Создание, принятие и применение указанного вида федеральных и государственных стандартов (ФГОС) контролируется и регулируется страной и происходит согласно таким нормативными актам:
- Закон РФ “О разработке нормальных условий в образовательной среде” в редакции государственного закона Российской Федерации “О внесении корректировок” и дополнений в действующий стандарт “Об образовании” от 15 января 1998 г. № 18-Ф4 (с учетом поправок).
- Правила формирования и утверждения национальных образовательных документов, (утверждены официальным постановлением российского Правительства от 28 февраля 2008 г., № 152).
Действующее правовое регулирование подготовки учащихся подразумевает применение профессиональных нормативов (осуществление учета требований и правил работодателей) при разработке государственных образовательных документов, учредительных программ профессионального обучения всех уровней.
Рисунок 2. Профессиональный стандарт. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Профессиональный норматив – стандарт, который раскрывает содержание и значение профессиональной деятельности с позиций труда (объединений сообществ и работодателей). Все его содержание касается требований к квалификации сотрудников.
Профессиональные документы являются стандартами нового типа и представляют собой наиболее актуальную и объективную информацию о нормах к квалификациях, которые необходимы для выполнения определенных видов трудовой и интеллектуальной деятельности. Эти нормативы начали разрабатываться в Российской Федерации в середине 90-х годов прошлого столетия. С 1 июля 2016 г. разделы профессиональной документации используются на всех предприятиях, подпадающих под требования технического комитета РФ, федерального законодательства и правовых актов РФ.
Такие стандарты нужно учитывать работодателями при организации кадровой политики и в регулировании человеческими ресурсами, при создании условий для обучения и аттестации работников, формировании должностных обязательств, тарификации выполненных работ и определении концепции оплаты труда с учетом специфики производства.
Различие профессиональных и образовательных стандартов
Образовательные и профессиональные стандарты различны по многим параметрам, но в основном они отличаются следующим:
- Сферой регулирования (что регулируется?). Профессиональные нормативы – требования к компетенциям и квалификации. Образовательные – формируют устройство и структуру учебного процесса.
- Субъектами контролирования и регулирования (кто создает?). Профессиональные проекты – сообщество высококвалифицированных специалистов в конкретном виде деятельности. Образовательные стандарты –Учебно-методические группы, Минобрнауки. Важно: итоги образования должны непременно ориентироваться на требования и нормы профессиональных нормативов.
- Внутренней структурой – в профессиональных документах зафиксированы работы, функции, продукты, методики и технологии, устанавливается, какими умениями, знаниями и компетенциями должен обладать профессионал. Образовательная документация фиксирует особенности сформированной компетенции у выпускника, какими образовательными методами будут создаваться те или иные полномочия, доля вариативной и свободной части.
На базе указанных стандартов возникают различные институты – на основе Профессиональных нормативов – стандартизация квалификаций. С помощью образовательных документов формируется кредитно-зачетная программа, аккредитация учредительных систем.
Для предоставления взаимосвязи рассмотренных стандартов и учебных программ всех уровней образования представители НАРК создал для специалистов всех действующих образовательных учреждений «Советы по учету и требований работодателей к профессиональным знаниям сотрудников при планировании профессиональных и образовательных приложений», включающие в себя тщательный алгоритм действий по трансляции правил компаний в блоки правовых документов.
Проблема взаимосвязи профессионального и образовательного стандартов
Профессиональные нормативы очень важны для общей системы образования, так как позволяют определить, какие нормы и требования к знаниям выпускника могут предъявлять потенциальные работодатели.
Образовательные проекты нового поколения, прежде всего, отражают не сам процесс обучения, а то, что он обязан дать при завершении учебы. Востребованность выпускников высших вузов на мировом рынке труда выступает основным показателем эффективности образовательной сферы в государстве, чему и способствует правильная гармонизация указанных стандартов.
Таким образом, сегодня решается возникшая в последние годы проблема, когда выпускники ВУЗов могут предоставить одни профессиональные навыки, а работодателю необходимы совсем другие. В контексте взаимодействия образовательных и профессиональных нормативов следует четко установить требования к полномочиям будущих сотрудников, то есть и данные виды документов должны ориентироваться на применение компетентного подхода к результатам внедрения новых учредительных программ.
При согласовании рассмотренных стандартов необходимо также учитывать, что рынок развивается стремительными темпами и ставит сложные задачи перед образовательной системой: не просто качественное обучение в пределах будущей профессии, а подготовка специалиста к целому спектру профессиональных навыков и умений, позволяющих максимально эффективно и быстро приступить к выполнению собственных обязанностей.