стандартизации (ISO). Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 1. Ряд стандартов Международной организации по стандартизации (ISO). Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Система стандартов Международной организации по стандартизации ISO начала создаваться сразу после старта ее деятельности. За 70 лет существования международного стандарта его распространение, цели, задачи и актуальность не иссякли и в наши дни. Наоборот, сегодня получение стандарта или сертификата любым юридическим лицом, которое стремится выпускать, продавать товары или оказывать услуги, является причиной эффективного и успешного бизнеса в условиях здоровой конкуренции. Международные стандарты в различных сферах жизнедеятельности человека позволили решить сразу множество проблем и избавиться от барьеров при доступе товара на потребительский рынок.
Сущность международной стандартизации
Россия (а раньше СССР) является постоянным членом ИСО. В Совет международной организации по сертификации входят все успешные, развитые страны мира. В век процессов глобализации выход на международный уровень в любом деле не может происходить без стандартизации и сертификации. Все хотят полностью соответствовать установленным высоким нормам мирового уровня и продвигать товары и услуги.
Организация ISO в числе первых на планете предложила играть по одним правилам многочисленных стандартов.
Главной задачей ИСО стало:
- формирование единых мировых стандартов в разных областях;
- обеспечение контрольной функции над соблюдением установленных международных стандартов;
- дальнейшее развитие мировой торговли.
Технические комитеты за все время существования ИСО выпустили около трех тысяч документов, включающих в себя около 20 тысяч стандартов. Они устанавливают необходимые параметры по качеству в любых отраслях и направлениях. Ограничения в издании стандартов касаются только сферы электроники и приборостроения.
Сертификат ИСО существенно облегчил работу отечественных компаний, поскольку с его наличием есть все шансы на вывод товара или услуги на международный уровень.
Отсутствие такого важного документа полностью исключает возможность быть представленным за рубежом, поэтому для современного бизнеса соблюдение международных стандартов играет роль:
- оптимального инструмента для сокращения затрат;
- способа минимизации расходов производства;
- ухода от ошибок в управлении и при работе с кадрами;
- сокращения ограничений в росте производительности труда.
Виды стандартов ISO
Стандарт ISO – это специализированный документ, изданный международной организацией. В нем содержится вся необходимая информация о качественных характеристиках определенной продукции, а также о том, какие необходимо применять управленческие и технологические приемы, чтобы достичь подобного результата при производстве товара или выполнении услуг.
Международные стандарты могут охватывать любую экономическую деятельность, и направлены на позитивные изменения. В настоящее время принято выделять несколько основных видов международных стандартов, разработанных ИСО. В них входят стандарты ISO серии 9000. Среди них выделяют наиболее распространенные, регулирующие деятельность в сфере менеджмента качества продукции (серия 9000), комплекс требований, которые предъявляются к различным системам управления качеством (серия 9001), а также список рекомендаций, обеспечивающих стабильный и активный рост предприятия (серия 9004).
Среди распространенных стандартов ИСО можно найти требования по международной унификации, нормы, устанавливающие размеры бумажных носителей, основные положения при разработке бланков, типовых бланков для торговой документации, требования и назначения к деловой документации, размеры конвертов для корреспонденции.
Этими форматами документов и бланков сегодня люди пользуются в ежедневном режиме и даже не задумываются, что все они соответствуют стандартам, разработанным ИСО.
Система стандартов ISO
Международная организация по стандартизации ISO располагается целой системой собственных стандартов. Всего в мире их насчитывается несколько тысяч. Некоторые из них призваны регулировать процедуру производства ядерного топлива, а другие направлены на решение конкретных менеджерских задач управления.
Если рассматривать определенный стандарт по системе менеджмента качества серии 9001, то он будет включать в себя ряд основополагающих принципов:
- лидерская составляющая;
- ориентированность на клиентов;
- вовлечение в процесс работы всех сотрудников;
- постоянное улучшение;
- системный подход;
- фактические решения;
- отношения с поставщиками строятся на взаимовыгодной основе.
Подобный сертификат дает право его владельцам работать в соответствии с системой менеджмента качества, и основываться на процессном подходе к ведению хозяйственной деятельности.
Формирование управленческой системы, которая полностью соответствует международным требованиям, относится к разряду высокоадаптивных. Благодаря такой возможности сильно увеличивается вся устойчивость компании, и она становится менее восприимчивой к негативным воздействиям со стороны экономики и позволяет выжить в условиях кризисных явлений.
Стратегия ISO
В настоящее время реализуется стратегия ISO, рассчитанная на срок действия с 2016 по 2020 годы. Этот документ рассказывает, что важнейшими процессами в мировой экономике, которые будут определять направления развития стандартизации, станут развитие наднациональных институтов управления, растущая зависимость от усложнившейся глобальной инфраструктуры, а также вопросы интеллектуальной собственности.
Помимо разработки новых стандартов, Международная организация по стандартизации намерена действовать в сторону повышения прозрачности, открытости информации и защиты интеллектуальной собственности.
ISO намерена добиваться посредством принятия новых стандартов интеграции в качестве одной из частей глобальной экономики. В международной организации отмечают ряд угроз, которые могут поставить вопрос о будущем развитии ИСО. Среди них называют утрату интереса к работе ISO у заинтересованных в международной стандартизации сторон, а также утрату доступности для них этой работы. Международная организация намеревается своей работой способствовать развитию глобального рынка.