Федеральный образовательный стандарт – это комплекс обязательных требований, которые предъявляются к профессии, направлению подготовки, специальности или образованию определенного уровня, что утверждены федеральным органом исполнительной власти, исполняющим функции по нормативно-правовому регулированию и выработке государственной политики в сфере образования.
Федеральные образовательные стандарты обязательны к применению всеми вузами Российской Федерации, которые имеют государственную аккредитацию.
Основные цели федеральных образовательных стандартов
Федеральные образовательные стандарты (далее ФОС) призваны для того, чтобы обеспечивать:
- единство всех образовательных пространств России;
- преемственность учебных программ дошкольного, основного общего, начального общего, начального профессионального, полного общего, среднего и высшего профессионального образования в РФ;
- духовное и нравственное воспитание и развитие.
В соответствии с ФГОС устанавливаются сроки получения общего и профессионального образования с учетом разных форм обучения, а также специфики отдельных категорий обучающихся и с учетом образовательных технологий.
Федеральный государственный стандарт – это основа для:
- разработки главных государственных образовательных программ;
- разработки программ курсов, учебных предметов и литературы, а также контрольных и измерительных материалов;
- для организации учебного процесса в образовательных учреждениях, которые реализуют главную государственную образовательную программу в соответствии с федеральным стандартом (независимо от их подчиненности и организационно-правовых форм);
- разработки нормативов, которые применяются в сфере финансового обеспечения образовательной деятельности учебных учреждений, которые реализуют государственную образовательную программу;
- разработки нормативов для формирования муниципального и государственного задания для образовательных учреждений;
- выполнение надзора и контроля за соблюдением действующего законодательства РФ в сфере образования;
- проведения итоговой государственной и промежуточной аттестации обучающихся;
- построения системы внутреннего и внешнего мониторинга качества образования в учебных учреждениях;
- организации деятельности методической службы;
- аттестации административного и управленческого персонала, а также педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений;
- организации квалифицированной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических сотрудников.
Структура стандартов образования
В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ РФ, ФОС включают в себя три разновидности требований:
- Требования к структуре учебных программ, к соотношению частей главной программы образования и их объему, а также к соотношению основной образовательной программы и той части, которая формируется участниками процесса образования.
- Требования, что предъявляются к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым и материально-техническим условиям.
- Требования, что предъявляются к результатам освоения основных учебных программ.
Высшее образование нужно для того, чтобы выработать у учащихся профессиональные и общекультурные компетенции. Для реализации федеральных государственных стандартов образования учебные учреждения должны разработать образовательную программу, которая включает учебный план, календарный учебный график, рабочие программы дисциплин и курсов, а также методические и оценочные материалы.
Особенности разработки федеральных стандартов образования
ФГОС образования могут разрабатываться по ступеням образования, по образовательным уровням, профессиям, специальностям и направлениям подготовки. Заменяются стандарты не реже одного раза в десять лет.
Федеральные государственные стандарты общего образования только по уровням образования, а государственные стандарты профессионального образования – по специальностям, профессиям и направлениям подготовки по соответственным уровням профобразования.
При создании федеральных стандартов профессионального образования учитываются положения соответствующих профессиональных стандартов. Разработка стандартов должна осуществляться с учетом перспективных и актуальных потребностей личностей, общества и государства, его безопасности и обороны, науки, культуры, образования, технологий и техники, а также социальной сферы и экономики в том порядке, который установлен действующим законодательством РФ.
Федеральные образовательные стандарты высшего профессионального образования разработаны учебно-методическими объединениями вузов по соответствующим специальностям.
Все проекты разработанных стандартов направляются в Миннауки и образования РФ, которое публикует их все на своем официальном сайте для дальнейшего обсуждения с участием государственно-общественных объединений, что действуют в системе образования, заинтересованных органов исполнительной власти, научно-педагогических сообществ, ведущих научных и образовательных учреждений, после чего направляет их на независимую экспертизу.
Экспертиза по проектам стандартов, в свою очередь, должна быть проведена в течение 14 дней со дня получения их от Министерства науки и образования РФ. Независимая экспертиза проводится:
- По проектам стандартов среднего и начального профессионального, а также высшего образования: организациями, объединениями работодателей, что реализуют деятельность в соответствующих экономических отраслях.
- По проектам государственных стандартов общего образования: институтами общественного участия в управлении образовательным процессом, а также органами исполнительной власти субъектов РФ.
- По проектам федеральных государственных стандартов среднего профессионального и общего образования в сфере вопросов, которые касаются подготовки граждан к военной службе: федеральными органами исполнительной власти, в которым предусмотрена военная служба, а также Министерством обороны РФ.
После того как независимая экспертиза составила экспертное заключение, оно подписывается руководителем организации или того органа, которое проводило экспертизу, и направляется в Министерство науки и образования РФ. Все доработки, заключения и утверждения осуществляются в том же порядке, что и разработка федерального образовательного стандарта.
Порядок принятия федеральных образовательных стандартов осуществляются в соответствии с Правилами разработки и внедрения государственных стандартов образования, что утверждаются Правительством Российской Федерации.
В связи с принятием нового закона об образовании, а также с изменениями к Трудовому кодексу, который внедряет понятие профессионального стандарта по каждой профессии, необходима разработка федеральных образовательных стандартов с учетом положений профстандартов.