Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Федеральный образовательный стандарт

Определение 1

Федеральный образовательный стандарт – это комплекс обязательных требований, которые предъявляются к профессии, направлению подготовки, специальности или образованию определенного уровня, что утверждены федеральным органом исполнительной власти, исполняющим функции по нормативно-правовому регулированию и выработке государственной политики в сфере образования.

Федеральные образовательные стандарты обязательны к применению всеми вузами Российской Федерации, которые имеют государственную аккредитацию.

Основные цели федеральных образовательных стандартов

Федеральные образовательные стандарты (далее ФОС) призваны для того, чтобы обеспечивать:

  • единство всех образовательных пространств России;
  • преемственность учебных программ дошкольного, основного общего, начального общего, начального профессионального, полного общего, среднего и высшего профессионального образования в РФ;
  • духовное и нравственное воспитание и развитие.

В соответствии с ФГОС устанавливаются сроки получения общего и профессионального образования с учетом разных форм обучения, а также специфики отдельных категорий обучающихся и с учетом образовательных технологий.

Федеральный государственный стандарт – это основа для:

  • разработки главных государственных образовательных программ;
  • разработки программ курсов, учебных предметов и литературы, а также контрольных и измерительных материалов;
  • для организации учебного процесса в образовательных учреждениях, которые реализуют главную государственную образовательную программу в соответствии с федеральным стандартом (независимо от их подчиненности и организационно-правовых форм);
  • разработки нормативов, которые применяются в сфере финансового обеспечения образовательной деятельности учебных учреждений, которые реализуют государственную образовательную программу;
  • разработки нормативов для формирования муниципального и государственного задания для образовательных учреждений;
  • выполнение надзора и контроля за соблюдением действующего законодательства РФ в сфере образования;
  • проведения итоговой государственной и промежуточной аттестации обучающихся;
  • построения системы внутреннего и внешнего мониторинга качества образования в учебных учреждениях;
  • организации деятельности методической службы;
  • аттестации административного и управленческого персонала, а также педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений;
  • организации квалифицированной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических сотрудников.
«Федеральный образовательный стандарт» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Структура стандартов образования

В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ РФ, ФОС включают в себя три разновидности требований:

  1. Требования к структуре учебных программ, к соотношению частей главной программы образования и их объему, а также к соотношению основной образовательной программы и той части, которая формируется участниками процесса образования.
  2. Требования, что предъявляются к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым и материально-техническим условиям.
  3. Требования, что предъявляются к результатам освоения основных учебных программ.

Высшее образование нужно для того, чтобы выработать у учащихся профессиональные и общекультурные компетенции. Для реализации федеральных государственных стандартов образования учебные учреждения должны разработать образовательную программу, которая включает учебный план, календарный учебный график, рабочие программы дисциплин и курсов, а также методические и оценочные материалы.

Особенности разработки федеральных стандартов образования

ФГОС образования могут разрабатываться по ступеням образования, по образовательным уровням, профессиям, специальностям и направлениям подготовки. Заменяются стандарты не реже одного раза в десять лет.

Федеральные государственные стандарты общего образования только по уровням образования, а государственные стандарты профессионального образования – по специальностям, профессиям и направлениям подготовки по соответственным уровням профобразования.

При создании федеральных стандартов профессионального образования учитываются положения соответствующих профессиональных стандартов. Разработка стандартов должна осуществляться с учетом перспективных и актуальных потребностей личностей, общества и государства, его безопасности и обороны, науки, культуры, образования, технологий и техники, а также социальной сферы и экономики в том порядке, который установлен действующим законодательством РФ.

Федеральные образовательные стандарты высшего профессионального образования разработаны учебно-методическими объединениями вузов по соответствующим специальностям.

Все проекты разработанных стандартов направляются в Миннауки и образования РФ, которое публикует их все на своем официальном сайте для дальнейшего обсуждения с участием государственно-общественных объединений, что действуют в системе образования, заинтересованных органов исполнительной власти, научно-педагогических сообществ, ведущих научных и образовательных учреждений, после чего направляет их на независимую экспертизу.

Экспертиза по проектам стандартов, в свою очередь, должна быть проведена в течение 14 дней со дня получения их от Министерства науки и образования РФ. Независимая экспертиза проводится:

  1. По проектам стандартов среднего и начального профессионального, а также высшего образования: организациями, объединениями работодателей, что реализуют деятельность в соответствующих экономических отраслях.
  2. По проектам государственных стандартов общего образования: институтами общественного участия в управлении образовательным процессом, а также органами исполнительной власти субъектов РФ.
  3. По проектам федеральных государственных стандартов среднего профессионального и общего образования в сфере вопросов, которые касаются подготовки граждан к военной службе: федеральными органами исполнительной власти, в которым предусмотрена военная служба, а также Министерством обороны РФ.

После того как независимая экспертиза составила экспертное заключение, оно подписывается руководителем организации или того органа, которое проводило экспертизу, и направляется в Министерство науки и образования РФ. Все доработки, заключения и утверждения осуществляются в том же порядке, что и разработка федерального образовательного стандарта.

Замечание 1

Порядок принятия федеральных образовательных стандартов осуществляются в соответствии с Правилами разработки и внедрения государственных стандартов образования, что утверждаются Правительством Российской Федерации.

В связи с принятием нового закона об образовании, а также с изменениями к Трудовому кодексу, который внедряет понятие профессионального стандарта по каждой профессии, необходима разработка федеральных образовательных стандартов с учетом положений профстандартов.

Дата последнего обновления статьи: 02.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot