Многочисленные социальные, экономические реформы последнего времени актуализируют проблему выработки адекватного методологического инструментария прогнозироваться возможных последствий преобразований. Выход России из затяжного кризиса, необходимость обоснования реформирования в социальной и экономической сферах, разработка и обоснование стратегий социально-экономического развития требуют внедрения инновационных методов реформирования и прогнозирования.
Социальное прогнозирование как основа реформирования
Рост научного интереса к социальному прогнозированию в историческом плане связан с попытками предвидения тех или иных событий, развития различных социально-экономических процессов.
В наиболее общем виде социальное прогнозирование представляет собой важнейший этап проектной деятельности, предвидение возможного развития социально-экономических объектов реформирования, процессов, протекающих в социальной или экономической сферах под влиянием преобразований.
В развитии социального прогнозирования как основы реформирования можно выделить ряд этапов, включая следующие:
- начало прогностических исследований в социологической и экономической сфере относится к 1950-м годам, когда в социальной работе начали применяться простейшие прогностические модели;
- в 60-80-х годах прошлого столетия отмечался своеобразный «бум социального прогнозирования», были разработаны сложные модели прогнозирования;
- начиная с начала 1980-х годов научное прогнозирование широко используется для оптимизации функционирования различных социальных структур, экономических практик.
На современном этапе развития научное прогнозирование выступает одной из наиболее важных технологий социальной работы. Объектами социального прогнозирования могут выступать любые социальные системы, явления, феномены, представленные в обществе.
Этапы реформирования
Реформирование в социальной и экономической сферах, практическая реализация социального прогнозирования осуществляется поэтапно:
- на первом этапе осуществляется выбор объекта реформирования;
- после того, как объект будет подвергнут тщательному анализу, изучению, осуществляется описание состояния социальной или экономической системы, объекта будущих преобразовании на момент изучения. Кроме того, на данном этапе осуществляется сравнение отечественного и зарубежного опыта реформирования аналогичных объектов;
- на завершающем этапе осуществляется выявление проблем функционирования социальной практики, намечаются пути устранения выявленных проблемных областей.
Проблемы, обуславливающие необходимость реформирования
Выявленные проблемы, обуславливающие необходимость реформирования социально-экономических объектов, могут быть условно представлены следующими группами:
- теоретически решенные проблемы, реализация и внедрение которых осуществляется на начальных этапах практического применения;
- теоретически решенные проблемы, которые не нашли своего практического применения;
- проблемы, представленные в оценках ведущих экспертов в данной области.
В результате выявленных проблем в процессе реформирования осуществляется формулировка прогнозов.
Прогноз представляет собой научно обоснованное суждение о возможных изменениях объекта реформирования, будущее описание социальной или экономической системы, которая подвергается преобразованиям.
Таким образом, государственное реформирование социальных и экономических систем представляет собой систему научно обоснованных представлений о тенденциях социально-экономического развития, комплекс решений, основанный на реализации детального исследования объекта, подвергающегося преобразованиям, направленный на оптимизацию функционирования экономического или социального объекта.