Особенности маркетинга в социально-культурной деятельности
Маркетинг – процесс планирования и реализации программ, ориентированных на формирование, развитие и поддержание взаимоотношений с целевыми аудиториями для удовлетворения коллективных и индивидуальных потребностей.
Маркетинг социально-культурной деятельности – это применение организациями, осуществляющими культурную деятельность маркетинговых технологий для получения наибольшего социального эффекта для отдельных групп населения и общества в целом, полного удовлетворения их потребности в социалнокультурной деятельности.
Современные требования к организации управления в сфере социальной культуры обусловлены:
- повышением конкуренции в сфере предоставления товаров и услуг;
- сокращение финансирования в следствие дефицита бюджетных средств.
Роль маркетинга в социокультурной деятельности организаций и учреждений постоянно растет, что можно объяснить рядом причин:
- увеличение объема предоставляемых услуг;
- значительное разнообразие продуктов и услуг;
- усложнение задач, поставленных в культурной сфере;
- активизация информационных связей между государственными и негосударственными структурами, как предоставляющими услуги, так и являющимися их потребителями;
- усложнение критериев потребностей потребителей, рост запросов, предъявляемых к учреждениям и организациям культуры.
Применение маркетингового подхода в организациях социально-культурного направления предполагает создание, реализацию и последующую оценку инновационных технологий культурно-просветительской и социокультурной деятельности путем исследования требований потребителей.
Маркетинг в сфере социально-культурной деятельности имеет свои специфические особенности, оказывающих действенное влияние на выбор технологий маркетинга и трансформирующих весь маркетинговый комплекс:
- некоммерческий характер социокультурной деятельности некоторых организаций;
- финансирование, контроль, активное вмешательство государства в деятельность организаций культуры;
- внимание общественности к качеству предоставляемых услуг;
- планирование и реализация в социокультурной сфере продуктов и услуг ориентированы на получение наибольшего социального эффекта;
- многожество целей и возможность их дальнейшего расширения;
- рост конкуренции среди потенциальных участников, создающих социально-культурные продукты и услуги;
- внерыночное давление на возможности организации в предоставлении платных услуг.
Принципы маркетинга в социально-культурной деятельности
Основными принципами управления в социально-культурной сфере являются:
- всестороннее и тщательное изучение рынка услуг в социокультурной сфере, проводящееся с учетом предпочтений и потребностей потребителей;
- адаптация деятельности организации или учреждения к требованиям рынка;
- целенаправленное воздействие на рынок для формирования платежеспособного спроса на социально-культурные услуги;
- создание и внедрение социокультурных услуг, соответствующих потребительским предпочтениям граждан.
Для успешного использования маркетингового управления в социально-культурной сфере необходимо соблюдение ряда условий:
- знание рынка услуг, запросов, нужд, потребителей услуг культурной сферы;
- учет социальных сил попечителей (спонсоров и меценатов, государственных и других органов, общественных движений), заинтересованных в предоставлении услуг потребителям;
- знание интересов попечителей, побуждающих их к оказанию поддержки.
Роль маркетинга в социально-культурной сфере России
В России маркетинг и маркетинговая концепция необходимо распространения не получили, так как в организациях и учреждениях культуры придерживаются устоявшегося и традиционного менеджмента «здравого смысла», при котором управленческие решения строятся исходя из субъективных суждений и интуиции руководителя.
Основная масса чиновников в сфере культуры ориентирована на кратковременный успех, что не предполагает разработку долговременных стратегий покорения позиций на рынке культурных услуг.
Руководство организаций сферы культуры в основном ориентировано на решение оперативных вопросов и проблем без учета и изучения потребностей населения в социально-культурной сфере.
Маркетинговое управление предполагает переориентацию направлений деятельности организации на возможности конкретного пользователя услугой или покупателя, на требования рынка услуг.