Вальтер Беньямин (род. 15.07.1892 - ум. 27.09.1940 ) - немецкий социолог искусства, философ, литературный критик, писатель и переводчик.
Биография Беньямина сложилась трагически. Еврей, левый радикал и антифашист – он имел множество оснований покинуть Германию после прихода к власти нацистов. Конечным пунктом Беньямин выбрал США, однако власти Испании не пропустили его, вынуждая остаться в оккупированной фашистами Франции. В результате Беньямин был вынужден покончить с собой.
«Левое крыло» европейской социальной философии
В. Беньямин представляет то поколение западноевропейских философов, социологов и политологов, которое в середине прошлого столетия открыто заявляло о своих левых (преимущественно промарксистских) ориентациях как в академической работе, так и в общественной жизни. Системный кризис капиталистического общества, к тому времени все углублявшийся, на определенный период вознес этих мыслителей на пик популярности в большинстве стран Западной Европы и частично в США.
«Классическая» версия марксизма была, однако, далеко не так популярна. Широкое признание и авторитет завоевали именно те мыслители, которые стремились осовременить марксизм, придать ему более актуальное звучание. К когорте таких мыслителей относились Герберт Маркузе, Макс Хоркхаймер, Эрих Фромм, Теодор Адорно, Жан-Поль Сартр и множество других авторов. Для большинства «марксистский» путь оказался в итоге тупиковым – разочаровавшись в марксизме, каждый находил собственный путь, причем зачастую в противоположном идеологическом лагере.
К этому лагерю принадлежал и Вальтер Беньямин, видевший свою задачу в синтезе общественно-исторической теории К. Маркса со знаковыми концепциями ХХ века (психоанализ) и одновременно – с некоторыми традициями восточного мистицизма.
Социология искусства
Социология искусства В. Беньямина неразрывно связана с его философски-эстетической системой. Главные принципы этой системы раскрываются в работе Беньямина «Произведение искусства в эпоху технической воспроизводимости».
Именно его увлечение эстетикой – причиной тому, что роль Беньямина в европейском «левом» движении российским читателям почти не известна. В значительной степени это связано с научным стилем работ Беньямина; на поверхностный взгляд может показаться, что большинство из них имеют очень отдаленное отношение как к левому движению, так и в целом к социально-политической сфере. Объекты этих работ, как правило, относятся к области концептуального искусства – это могут быть, например, особенности архитектуры или интерьера, детские игрушки или старинные фотографии и т.д.
Искусство в эпоху тиражей
По мнению Беньямина, современная «техническая воспроизводимость» (тиражируемость) произведений искусства приводит к потере ими некоего важнейшего энергетического компонента, который призван воздействовать на зрителя/слушателя и который Беньямин определяет как «ауру» произведения. (Использование данного термина часто вызывало упреки в чрезмерной склонности Беньямина к мистицизму, а отсюда – и в общей «антинаучности» его теории искусства.)
«Подлинность какой-либо вещи - это совокупность всего, что она способна нести в себе с момента возникновения, от своего материального возраста до исторической ценности. Поскольку первое составляет основу второго, то в репродукции, где материальный возраст становится неуловимым, поколебленной оказывается и историческая ценность. И хотя затронута только она, поколебленным оказывается и авторитет вещи…»