Объекты социального управления
Управление социальным развитием организации – это способы, приемы и методы, позволяющие решить социальные проблемы, основываясь на научном подходе, знании закономерностей протекания социальных процессов, точности аналитического расчета и выверенных социальных нормативов.
Социальные системы – одновременно субъект и объект управления, чем определяется необходимость рассмотрения субъекта и объекта управления в качестве двух систем, находящихся в постоянном взаимодействии. Управляющая система является частью управляемой, а ее величина и границы зависят от масштабов и особенностей последней. Иными словами, функционирование субъекта управления определяется преимущественно особенностями объекта.
Объект управления, в наиболее общем виде, - это человек и его труд. В более широком понимании объект управления – это большой коллектив и общность людей. Объект управления может быть отдельной функцией организации, например, управление финансами, сбытом или персоналом и пр.
Известно три типа объектов управления:
- производственные объекты, состоящие из звеньев организации общественного производства;
- структурные объекты, возникающие в качестве звеньев системы управления;
- функциональные объекты, являющиеся функциями, которые выделяются специализированным механизмом управления.
Таким образом, объект управления можно определить следующим образом:
Объект управления – это комплекс поступков группы людей, выделяющейся из социальной среды как звено социальной системы или как особая функция, требующая социального механизма управления.
Функции социального управления
Функции управления – это особые типы деятельности, которые выражают направление или стадию осуществления целенаправленного воздействия на связи и отношения между людьми в процессе их повседневной жизни и управления ими.
Составом управленческих функций должна обеспечиваться эффективная реакция управляющей системы на любое изменение в ее состоянии. Функции управления необходимо рассматривать, учитывая следующие классификационные признаки:
- особенности самого управленческого процесса, то есть выделение в нем признаков, характерных для менеджмента как социального явления и раскрывающих законы и закономерности их формирования;
- сам процесс социального развития, направленность управления на конкретные элементы этого процесса или сферы и объекты жизнедеятельности общества.
В связи с этим, процесс социального управления характеризуется определенными функциями:
- планирование, или прогнозирование, представляющее тип проявления целенаправленного влияния на коллективы людей, предусматривающий выработку и постановку целей и задач в области социального управления, а также выделение путей и средств реализации планов с целью достичь поставленные цели;
- организация – форма целенаправленного воздействия на коллектив, предусматривающая создание новых и упорядочивание существующих организационных структур менеджмента, как элемент процесса реализации планов и целей управления развитием;
- координация, или регулирование – целенаправленное воздействие, предполагает необходимый уровень согласованности действий коллективов людей, в качестве элемента процесса реализации намеченной цели;
- стимулирование, или активизация и обучение, то есть инструктаж – целенаправленное воздействие на людей через побуждение и подготовку их к действию, оно предусматривает обеспечение повышения эффективности системы менеджмента в качестве элемента процесса реализации управленческих целей;
- контроль – целенаправленное воздействие на людей, предусматривающее систематическое наблюдение за их деятельностью, с целью выявить отклонения от установленных норм, правил и требований в процессе реализации поставленной цели.
Все названные функции работают взаимосвязано, но переход между ступенями или уровнями социального управления сопровождается изменением соотношения их роли и содержания.
Основные функции – общие в любых процессах социального управления, в какой бы системе общественного управления они не были осуществлены. Конкретные же функции характерны только для тех или иных конкретных элементов социальной системы, которые отражают их специфику. Например, производственно-хозяйственную деятельность предприятия состоит из трех стадий: подготовительной, производственной и заключительной. Каждая из обозначенных стадий, при обособлении, становится объектом управления.
Точное выяснение количества объектов управления выступает в качестве основания в определении конкретных функций менеджмента, соответствующих для каждого выделенного объекта социального управления. Каждая конкретная функция, по своему содержанию управления, - комплексная и состоит из планирования, организации, координации, стимулирования, обучения и контроля организационно обособленных объектов воздействия.
Анализ управленческих функций
Важное условие совершенствования управленческой системы – анализ ее функций. Он должен соответствовать ряду требований:
- четко определять и структурно обособлять объекты управления на основании разработанных критериев;
- выделять конкретные управленческие функции, виды работ и операции;
- четко разделять функции функциональных и линейных звеньев управляющей системы;
- положения о структурных звеньях и должностных инструкциях;
- разработать модели управленческих процессов на основании реализации и учета основных функций менеджмента;
- обосновать через сравнение модели управленческого процесса и фактически осуществляемого процесса управления, основных направлений совершенствования системы управления.
Анализ функций социального управления проходит четыре стадии:
- выделить объекты и конкретные функции управления;
- построить модель управленческого процесса;
- выявить фактически выполняемый состав работ и операций, направленных на реализацию функций менеджмента;
- сопоставить фактический состав управленческих работ и объективно необходимые, с выявлением расхождений с выстроенной моделью.