Интервью – это способ ведения беседы, при котором один ее участник – интервьюер задает своему собеседнику вопросы, а тот на них отвечает.
Виды интервью в прикладной социологии
В прикладной социологии применяют три вида интервью:
- формализованное интервью (максимально структурированное);
- полуформализованное;
- свободное интервью.
Формализованное интервью является самым простым согласно принципам практической реализации. В данном случае общение интервьюера и респондента регламентировано и происходит по заранее разработанным вопросам по инструкции, которая предназначена для интервьюера. Интервьюер точно придерживается вопросов и их последовательности. Информация, получаемая при данном типе интервью фактически однотипна для каждого респондента. Ответы можно сравнить и подчинить конкретной классификации. Сходства и различия в ответах опрашиваемых должны отражать действительные различия, а не те различия, которые вызываются задаваемыми вопросами или их пониманием.
Подобное стандартизированное интервью используется для многих целей, включая общественное мнение по разнообразному кругу вопросов, позволяющих выяснить потребительские предпочтения и связанные с ними стереотипы поведения. Такой вид интервью весьма удобен, особенно тогда, когда письменный опрос провести затруднительно.
Такой вид интервью не требует обязательной профессиональной подготовки. В качестве интервьюера могут выступать совершенно разные по роду занятий люди. Им даже не обязательно иметь социологическое образование, чтобы не «подавлять» респондента глубиной собственных знаний.
Полуформализованное интервью представляет собой следующую ступень стандартизации процедуры. В таких случаях предусмотрена менее жёсткая регламентация действий интервьюера. В данном случае не нужно следовать порядку вопросов, можно сменить их конфигурацию по мере необходимости.
Для подготовки таких интервью необходимо составить только перечень основных вопросов, распределить их частичный порядок. Получаемая информация необходима для формулировки гипотез социологических исследований, выявления социальных проблем и их дальнейшего систематического анализа.
В данном случае происходит прямое общение с респондентом и формируются психологические отношения, которые реализуются в ходе интервью. Некоторую трудность при проведении данного интервью составляет тот факт, что интервьюер оказывает влияние на респондента, что приводит к некоторому искажению ответов. Чаще всего возникает так называемый эффект стереотипности.
Полуструктурированное интервью состоит из тематических блоков, которые содержат перечень аспектов, которые предполагают получение той или иной информации. Интервьюеру необходимо при этом уметь задавать вопросы, интересующие его в данном исследовании даже по ходу беседы. При этом важно не нарушать ее общий ход. Вопросы органически вписываются в рассказ, играют роль уточнений.
Разновидностью такого типа опроса называют биографическое интервью.
Биографическое интервью – это метод сбора данных об истории жизни индивидов, заключающийся в устном рассказе респондента о его жизни и анализ текста путем выстраивания биографических эпизодов в определенной последовательности
Неформализованное интервью отличается минимум стандартов и достаточно свободным поведением собеседников. Такой тип интервью применяется на стадии определения проблемы исследования. При этом не возникает попыток получения аналогичной информации, индивид не получает статуса статистической единицы.
Содержание неформализованного интервью может меняться в зависимости от типа респондента: каждый из них высказывает тот мнение, которое он представляет наилучшим образом. Поэтому использование заранее подготовленного опросника часто становится помехой.
Респондент – это лицо, принимающее участие в социологическом или другом опросе, анкетировании.
Неформализованное интервью дает возможность достигнуть интуитивного понимания вопроса и проблемы, обнаружить непредвиденные области релевантности внутри исследования. Часто такой тип интервью применяют для трактовки неожиданных результатов социологических количественных исследований.
Нестандартизированное интервью имеет более обширный методологический и методический инструментарий. Интервьюер в значительной степени исходит из имеющегося у него общего взгляда на тему исследования и априорного («доисследовательского») знания проблемы.
Чтобы применить подобную методику, необходимо обладать высоким уровнем квалификации, часто прибегают к помощи дополнительных интервьюеров.
Особенности интервьюирования
Любое интервью в рамках социологического исследования требует соблюдения тех или иных этапов подготовки. К ним относят:
- общую подготовку;
- конкретную подготовку.
Общая подготовка включает в себя подготовку к процессу интервьюирования, а конкретная подготовка заключается в необходимости подготовки к конкретному социологическому исследованию.
В любом случае для успеха исследования интервьюер должен обладать целым рядом профессиональных качеств, особенно когда это касается проведения неформализованного интервью. Среди подобных качеств выделяют:
- уровень владения методикой;
- стрессоустойчивость;
- степень общесоциологической подготовки.
Все эти качества находятся в определенной зависимости друг от друга и могут усиливать эффективность проведенного исследования.
Важно уметь найти подход к респонденту и получить максимум информации, которая сможет помочь достичь всех поставленных целей. Интервьюер не должен бояться задавать интересующие его вопросы: главное – делать это корректно, вежливо и в нужное время.
В реальной социологической практике интервью применяется весьма часто и является одним из наиболее популярных методов исследования, что говорит о важности повышения уровня мастерства при его реализации.