Цифровая социология
Цифровизация – это процесс активного внедрения современных цифровых технологий в самые разные сферы жизни и производства.
В конце 20 века в мире стали активно развиваться цифровые технологии и процессы, что привело к тому, что цифровизация стала одним из важнейших факторов развития общества.
Интернет стал для человека привычным явлением. Телекоммуникации, огромный поток информации и присутствие в нем человека – это также норма. Социология также заинтересовалась в изучении процессов информатизации общества. Это привело к обоснованию и развитию таких направлений, как цифровая социология и социология Интернета. В более глобальном смысле цифровизация представляет собой концепцию экономической деятельности. Она основана на цифровых технологиях, которые внедряются в разные сферы жизни человека. Концепция внедряется во всех странах, Россия не стала исключением.
Прямо сейчас цифровизация применяется:
- в быту;
- на производстве;
- на работе;
- в государственных структурах;
- в бизнесе.
Изменения, вызванные цифровизацией, начались с технических новшеств, внедрения программного обеспечения и аппаратных средств. Ранее люди были мало осведомлены о том, что им необходимо делать с этим, поэтому они начали разделять информацию и адаптировать ее под требования, выдвигаемые различными сферами жизнедеятельности. Но со временем многое изменилось, и со стороны социологии проявляют больше внимания к тому, что же из себя представляет цифровизация и телекоммуникации, каким образом они распространяются, в чем причины такого активного распространения. Также в рамках социологической науки задаются вопросом о том, какие факторы влияют на развитие телекоммуникаций, и какими рисками сопровождается этот процесс.
В связи с этим в 2009 году был введен новый термин «цифровая социология». Предметную область описывают как субдисциплину, которая ориентирует свой фокус на понимании использования цифровых средств массовой информации и телекоммуникаций как части повседневной жизни. Также исследователи анализируют, как эти технологии способствуют изменениям в моделях человеческого поведения, изменениям в социальных отношениях и влияют на тенденции в концепции самоуправления. Социология сегодня является разноплановой наукой, и она имеет все инструменты для того, чтобы проявить свое отношение к тем или иным процессам и явлениям. Социологическая наука изучает медиапространство, производит контент-платы для изучения отношений внутри общества. И эти отношения также меняются за счет того, что человек находится в непрерывном потоке информации.
Появлению цифровой социологии предшествовали некоторые другие цифровые субдисциплины. Это прежде всего цифровые гуманитарные науки и цифровая антропология. Они оказали влияние на разработку теоретической и методологической базы, на формулировку относительно предметного поля цифровой социологии. Были включены некоторые разделы:
- анализ цифровых данных;
- профессиональная цифровая практика;
- социологический анализ использования цифровых средств массовой информации;
- публичная цифровая социология;
- критическая цифровая социология.
Социология Интернета
Развитие глобальной сети Интернет произошло очень быстро и, как отмечают сами исследователи, очень эффективно. Даже несмотря на стремительность распространения, Интернет имеет не поверхностное, а глубокое воздействие. С самого начала развития сети в России у исследователей возникла логичная необходимость в том, чтобы получать адекватные, актуальные и достоверные данные о том, сколько компьютеров подключено к сети, сколько человек задействованы в Интернете, и кто какими сервисами пользуется. Востребованными и популярными сервисами стали:
- электронная почта;
- информационные ресурсы компаний;
- социальные сети, где пользователи могут общаться и обмениваться опытом;
- научно-исследовательские порталы.
В России несколько раз предпринимались попытки провести интерактивную перепись населения с использованием совершенно новых компьютерных технологий. Но ни агитация, ни перспективы возможного благоприятного исходи, ни возможности экономии ресурсов и времени не учитывали того факта, что в подобных опросах принимает участие не все население, а лишь некоторые специфические социальные группы. Следовательно, делать выводы о размере, а также о социальном и демографическом составе российской интернет-аудитории не только некорректно, но и просто невозможно.
С ростом популярности интернета выросла необходимость его изучения. Так появилось новое направление – социология Интернета. Ее международную значимость подтверждает и факт того, что некоторые международные корпорации и организации часто публикуют обзоры, рейтинги и данные о том, в каком направлении развиваются информационные технологии и коммуникации, а также телекоммуникации, обеспечивающие стабильный доступ человека к ресурсам глобальной сети.
В России практика репрезентативных социологических исследований осуществляется с 2000 года. В это время профессиональные исследовательские агентства стали включать в список вопросов анкет те, что связаны с использованием Интернета. Не менее важно было изучить, как Интернет влияет на жизнь человека, может ли он таким образом изменить ее, что по итогу индивид начинает заниматься другими видами деятельности, или у него появляются новые мотивации к осуществлению другой работы и деятельности. Таким образом, информация становится не только ресурсом и источником данных – информация может стать также механизмом передачи опыта, она влияет на идеологические и мировоззренческие ориентации человека. Исследования телекоммуникаций и информации сейчас лишь набирают обороты. Специалисты прогнозируют, что дальше будет лишь сложнее, поскольку информации становится только больше.