Концепция конфликта в социологии
В социологической науке проблеме конфликта уделяется довольно большое внимание. Интерес к разработке более общей концепции возник еще в конце 19 века. В это время появились работы известных исследователей, таких, как Г. Спенсер, М. Вебер, Л. Гумплович. В их исследованиях конфликт рассматривается в виде одного из значимых стимулов, который оказывает влияние на развитие всего общества. Также Гумплович, являясь последователем идей К. Маркса, рассматривал основной источник конфликтов в том, что люди постоянно борются за ресурсы, а также за то, чтобы максимально эффективно удовлетворить свои потребности (преимущественно, в материальном плане).
В начале 20 века вышла работе Георга Зиммеля, которая полностью анализирует конфликт, а также, в частности, опирается на социологические разработки по рассмотрению непосредственно социального конфликта.
Один из основателей Чикагской школы социологии, Г. Парк, в 20-30-е годы 20 века разработал особую концепцию, которая получила название «теория социального взаимодействия». В ней конфликт выступает в качестве одного из основных видов того самого взаимодействия. Также Г. Парк выделил следующие виды:
- Конкуренция;
- Приспособление;
- Ассимиляция.
Тем не менее, социология конфликта сложилась гораздо позже: лишь в 50-е годы 20 века в качестве особой и относительно самостоятельной отрасли социологии. Произошло это благодаря разработкам и анализу конфликта таких исследователей, как Р. Дарендорф (немецкий социолог) Л. Козер (американский социолог).
Сущность социологии конфликта
Как мы уже указали, в 50-е годы социология конфликта основалась как самостоятельная отрасль социологического знания. В большей степени, это произошло благодаря Р. Дарендорфу. У него социология конфликта становится центральной категорией, через которую он объяснил многие социальные явления, которые относятся к политической, экономической, социальной и духовной жизни населения. Своей социологической концепции Р. Дарендорф дал особое название – «теория конфликта».
В теории конфликта человеческое общество предстает в виде системы взаимодействий между социальными группами (классами), которые находятся в конфликтной ситуации друг с другом.
Конфликты в его концепции – это то, что происходит в обществе как естественный процесс. Они неизбежны и необходимы, поскольку благодаря конфликту раскрывается сущность актуальной проблемы и появляются пути для ее эффективного решения.
Таким образом, конфликт – это естественный и необходимый двигатель прогресса. Если в обществе отсутствуют конфликты, то это явление Дарендорф называет удивительным и в большей степени просто противоречащим естественному ходу событий. В его теории конфликты могут быть сразу несколько основных уровней:
- Конфликты, которые возникают между несогласующимися ожиданиями сторон. В этом случае участники конфликта попросту предъявляют претензию носителю той или иной роли за то, что он не выполняет ее и не соответствует ей в полном объеме;
- Конфликты, возникающие между социальными ролями;
- Конфликты, которые возникают внутри одной группы, между ее непосредственными участниками;
- Конфликты между отдельными социальными группами;
- Конфликты на уровне общества в целом;
- Конфликты на международном, межгосударственном уровне.
В результате мы получаем целую иерархию конфликтов, в которой насчитывается около 15 типов конфликтных ситуаций, которые могут возникнуть с человеком в той или иной ситуации и в конкретный промежуток времени.
Дарендорф признает верным представление Маркса о классовом антагонизме, который присутствовал между представителями буржуазии и представителями пролетариата. При этом он приходит к выводу о том, что антагонизм – это основной конфликт, который присутствовал в европейской истории в 19 веке.
В 20 веке происходил очень активный переход общества к постиндустриальному этапу развития. В связи с этим острота межклассовых противоречий снизилась. Конфликты теперь выходят на новый уровень, их типология становится более разнообразной. В обществе утверждаются такие принципы, как плюрализм, демократия, на основе который создаются особые механизмы для канализирования социальных конфликтов, их регулирование через ряд согласительных процедур.
Как мы уже отметили, конфликтная ситуация – это не всегда негативные последствия. Конфликт не позволяет застыть уже сложившейся системе отношений: он толкает ее к изменениям и дальнейшему развитию.
Иногда конфликтная ситуация открывает дорогу инновациям которые могут усовершенствовать систему, сделать ее более развитой. К тому же, он играет информационную роль, связывает участников конфликта друг с другом, поскольку во время него они получают доступ к информации друг о друге. Конфликт способствует структурированию социальных групп, созданию организаций, сплочению в единый коллектив единомышленников. Он стимулирует активность людей, их тягу к развитию, ответственности за себя и свои действия, а также осознанию собственной значимости в современном мире.
В рамках социологии конфликта о нем пишут не только в положительном русле, как о двигателе прогресса и факторе развития общества. Конфликт также выполняет и некоторые негативные функции.
Во-первых, он ведет к заметному ухудшению социального климата, к последующему снижению производительности труда. Из-за конфликтов увольняются части работников, люди остаются без трудовой занятости и, соответственно, без материального обеспечения.
Во-вторых, конфликт – это всегда неадекватное восприятие ситуации, непонимание между конфликтующими сторонами. Это приводит к тому, что общество разбивается на противоборствующие части, что может привести к военным действиям. В таком духе конфронтации люди думают только о том, каким образом победить врага, при этом забывая о действительно злободневных и актуальных проблемах, которые требуют своего скорейшего разрешения.