Сущность моделирования
Моделирование представляет собой один из путей познания, многоплановый метод исследования реально существующих предметов, явлений, социальных процессов и др. , т.е. сферы его использования неограниченны.
Для любого познавательного процесса характерно моделирование, но это не означает, что данный метод является исчерпывающим и единственным. Основная задача моделирования заключается в том, чтобы на основании сходства с существующим воспроизвести другой объект его заменяющий. Говоря другими словами модель – это есть аналог оригинала.
Модель не должна повторять оригинал, а просто иметь с ним сходство. Произвольное моделирование тоже нельзя допускать, потому что необходимого представления об оригинале не будет.
Эффективность анализа зависит от точности и объективности данных. Те проблемы, которые поддаются количественному анализу, могут быть формализованы, выражены языком цифр и обработаны с помощью математического моделирования. Но, надо сказать, что количественному измерению и контролю поддаются далеко не все общественные процессы.
Социальные отношения очень сложны и взаимодействие различных факторов неоднозначно. Социальные процессы осуществляются людьми, а их мысли, поступки, чувства не имеют числового отображения, а это значит, что необходимы самые разные методы анализа и самые разные модели.
Функции моделей:
- углубить познания в отношении действующих систем;
- выявить путь дальнейшего их совершенствования;
- сделать сравнительный анализ оригинала и модели и определить качественные характеристики.
Эвристические функции моделирования заключаются в определении негативных тенденций и позитивных путей решения проблем. Таким образом, моделирование является составной частью прогнозирования и выступает с ним в единстве.
Моделирование имеет свои цели:
- выяснить состояние проблемы на данный момент;
- определить «критические» моменты противоречий;
- определить тенденции развития и факторы, корректирующие нежелательное развитие;
- для поиска оптимальных вариантов разрешения проблем активизировать деятельность государственных и общественных организаций.
Модель должна быть удобной и простой, а также она должна давать новую информацию об объекте и способствовать усовершенствованию самого объекта. Модели необходимо способствовать улучшению характеристик объекта и рационализации способов его построения.
Таким образом, существуют требования, которым модель должна соответствовать и это, прежде всего, удовлетворять требованиям полноты, адекватности, эволюционности, достаточной абстрактности. Модель должна удовлетворять условиям которые ограничивают время решения задач и её осуществимость на данном уровне развития общества. Кроме этого она должна быть источником получения новой полезной информации с использованием установившейся терминологии и возможностью проверки её истинности и полноты соответствия изучаемому объекту.
Модели могут быть идеальные и материальные.
Виды моделирования
Моделирования может быть концептуальное, физическое, структурно-функциональное, математическое, программное, компьютерное.
Известные факты исследуемого объекта при концептуальном моделировании истолковываются с помощью специальных знаков, символов, операций над ними, а также при помощи искусственного и естественного языков.
При физическом моделировании модель и моделируемый объект являются реальным объектами или процессами единой или различной физической природы.
Моделями структурно-функционального моделирования являются блок-схемы, графики, чертежи, диаграммы, таблицы, которые дополняются специальными правилами их преобразования.
Математическое моделирование осуществляется средствами математики логики. Данное моделирование использует математический язык и аппарат для описания основных свойств социальных явлений и процессов. При создании математических моделей применяют такие методы разделов математики, как теории дифференциальных и интегральных уравнений, теории случайных процессов, теории исследования операций.
Программное или имитационное моделирование, при котором для получения результатов, касающихся поведения сложной модели, привлекаются ЭВМ. Имитация в данном случае представляет собой проведение различных серий экспериментов с моделями на компьютере. Имитационное моделирование дает возможность проведения различных серий экспериментов с моделями, представленных в виде комплекса программ для компьютера.
Компьютерное моделирование осуществляется средствами компьютерных технологий. Его суть состоит в том, что на основе имеющейся модели можно получить количественные и качественные результаты. Описание существующих явлений в поведении объекта и предсказание его поведения в нестандартных ситуациях является целью компьютерного моделирования.
Этапами в компьютерном моделировании явдяются выбор цели, создание объектно-ориентированной модели, исследование полученных моделей, интерпретация результатов исследования, анализ моделей на адекватность тому явлению, которое рассматривалось. Все перечисленные виды моделирования могут применяться как отдельно, так и в комбинации.
Социальные процессы и особенности их моделирования
При моделировании социальных процессов ставятся самые различные цели и решаются разнообразные задачи. С помощью моделирования определяются оптимальные размеры, и предсказывается поведение системы, анализируются факторы, в результате которых обосновывается разный уровень жизни.
Как в России, так и за рубежом различают 4 уровня жизни людей:
- уровень прожиточного минимума;
- достаточный уровень;
- уровень социально необходимый;
- социально комфортный уровень.
Уровни жизни характеризуются показателями, и возможности их осуществления рассчитываются при моделировании, определяются сроки их реализации, прогнозное видение, например, экономические, духовные, организационные и др.
Социальные явления и процессы при моделировании исследуются на моделях. К построению модели используется два подхода – локальный и глобальный.
При локальном подходе рассматривается поведение нескольких личностей или групп, описываются объекты исследования, задаются возможные состояния объектов, факторы внешнего и внутреннего воздействия. Обязательно определяются правила взаимодействия и развития объектов моделирования как друг с другом, так и с внешней средой.
Глобальный подход рассматривает весь социум за большие промежутки времени – столетие, тысячелетие.
Конкретные проблемы, встающие перед людьми, и многообразие жизненных ситуаций, обнаруживают что-то общее и повторяющееся, поэтому и искать надо то единое, что в жизни человека имеет место в многообразных проявлениях.
В обобщенной модели должна характеризоваться последовательность действий социального работника от начала до конца, т.е. от постановки социального диагноза до завершения изменений.
Сегодня в социальном познании очень широко используются точные количественные методы и успех в большой степени связан с применением метода социального экспериментирования, а также использование моделей.
Если говорить о социальном эксперименте в социальной сфере, то он имеет много ограничений, например, невозможность воздействия на изучаемые объекты далекого прошлого, негативность последствий, с которыми надо считаться, сложность экспериментального изучения чувств, настроений человека и др., поэтому данные трудности эксперимента побудили использовать модельный эксперимент.
Методология моделирования в течение длительного времени самостоятельно разрабатывалась науками, исходя из своей специфики. Отсутствовала единая терминология, должная координация, но постепенно роль моделирования как универсального метода познания, осознавалась всё больше. В наше время метод моделирования используется во всех сферах деятельности человека. Сложные объекты для моделирования представляют наибольший интерес, так как вполне возможно, что полученные результаты нельзя получить другими методами.