Ценностные основы молодежной субкультуры
Основные ценностные ориентиры молодежных субкультур базируются на иррационализме. Таким образом, в них человеческие факторы полностью отделяются от социокультурных. Принцип иррационального в дальнейшем ведет к гедонизму, который постепенно определяется как ведущая ценность молодежной субкультуры, а далее и контркультуры.
Отсюда и та мораль вседозволенности и безнаказанности, которой привержены многие представители субкультур, и именно вседозволенность становится составным органичным элементом неформального объединения, какую бы философию оно не поддерживало, и чьи бы интересы не представляло.
Результатом такой гедонистической устремленности становится то, что молодые люди концентрируются на настоящем, на «сегодня», «теперь», при этом они не строят планы на будущее. Молодежь совершенно не видит себя через некоторое время, не ставит перед собой никаких целей, которые могли бы определить ее дальнейшее развитие.
В субкультурах постепенно реабилитируется чувственность, утверждается индивидуальность. В результате многие известные течения молодежной субкультуры (хиппи, яппи, «новые левые» и многие другие) требуют от общества, или, как минимум, от представителей этих же субкультур полного отказа от системы традиционных ценностей. Для них важно отказаться от старого и приобщиться к новым ценностям, вернее будет сказать - контрценностям. К таким контрценностям следует отнести:
- антиинтеллектуализм;
- свободу самовыражения;
- установку на ликвидацию репрессивных моментов взаимоотношений, которые предполагают следование регламенту, стандарту, ибо это ограничивает общение человека, делает его стандартизированным, не позволяющим выйти за рамки и искать особый подход к каждому члену общества.
В рамках субкультуры ее участники призывают довериться своим чувствам, не бояться выражать самих себя, проявлять фантазию, чувства, воображение, которое поможет выйти за привычные рамки, расширить границы, найти новые интересы, генерировать совершенно новые идеи. Но, наряду с теми ценностями, которые провозглашают позитивные действия, есть также и те, которые призывают к тому, что может противоречить моральным принципам человека. К таким негативным (в общепринятом понимании) ценностям относятся следующие:
- вседозволенность;
- открытость интимных связей, стремление попробовать себя в различных половых отношениях с разными партнерами (как противоположного пола, так и своего);
- непристойность поведения для привлечения внимания;
- наркокультура и алкокультура.
Но какие ценности выберет для себя человек, зависит от того, как он воспитан, каковы его интересы, желания и потребности. Также это зависит от того, с какой целью он принял решение приобщиться к субкультуре, и что он ждет от своего членства в ней. Для многих субкультура позволяет открыть совершенно другой мир, и они начинают испытывать новые роли и статусы, что в дальнейшем определит их жизни. В особой степени это касается представителей молодежи.
Функции субкультуры
Субкультура не только сама создает систему ценностей: она также поддерживает иные ценности, которые существуют в обществе. Реализует данную деятельность субкультура посредством своего функционирования. Функции, которые выполняет субкультура, довольно разнообразны, и затрагивают многие сферы жизни.
Во-первых, это коммуникативная функция. В целом коммуникация выступает в качестве специфической формы, посредством которой осуществляется человеческое общение. Субкультура – это система, в которое осуществляется общение и коммуникации между людьми. Они могут быть основаны на общности интересов, на обмене опытом и знаниями, а также на потребности в том, чтобы высказать свою точку зрения.
Вторая функция субкультуры – социализация. В неформальной группе человек оказывается, находясь на этапе вторичной социализации. В процессе приобщения к нормам и ценностям субкультуры, человек расширяет границы своих знаний, приобретает совершенно новый опыт. Лишь от него и его установок зависит то, будет ли он использовать полученную информацию в дальнейшем, или же откажется от нее, чтобы в дальнейшем поддерживать иные интересы. Но, в любом случае, этот опыт будет влиять на его жизнь, он может делиться им с представителями других организаций. в жизни картина мира, сложившаяся в процессе социализации, будет порождать совершенно новые, специфические ценностные ориентации, интересы и мораль, которые будут воплощаться в социальном поведении индивида, в его установках.
Эмансипация – третья функция субкультур. Она заключается в повышении статуса и последующем уходе от контроля родителей. Обычно процесс эмансипации сопровождается конфликтами, которые возникают с родителями и другими старшими товарищами. Имеет место прохождение через фазу гипертрофированного неприятия, причем как детских, так и взрослых норм поведения. Создаются условия для того, чтобы подростки создавали новые субкультуры, распространяли их, а в рамках самого неформального объединения проявляли свои интересы и потребности в общении, выявлении своих особых черт (интерес к музыке, кинематографу, литературному жанру, известной личности, писателю).
Помимо вышеперечисленных функций, субкультура может структурировать время человека, помогать ему в организации собственного досуга. Деятельность субкультуры как бы «вклинивается» в повседневный режим человека, позволяет ему использовать новые формы проведения свободного времени, учиться чему-то новому и помогать со знаниями другим людям.
При этом следует учитывать, что сама по себе субкультура имеет довольно жесткие рамки ценностей, поэтому все функции будут действительны лишь в отдельных субкультурах. Так, представитель одной субкультуры не сможет приспособить специфику функций, если речь пойдет об их реализации в рамках сторонних неформальных объединений.