Студенческое самоуправление — это форма организации самостоятельной социально значимой деятельности студентов, которая направлена на реализацию функций управления высшим учебным заведением в соответствии с задачами и целями, которые стоят перед коллективом студентов.
Результаты социологических исследований студенческого самоуправления
Современные социологические исследования образовательной среды говорят о следующем:
- образовательная среда дает многообразие видов деятельности и возможности для осуществления коммуникации в ходе образовательного и воспитательного процесса;
- образовательная среда позволяет узаконить связи с различными социальными институтами.
Социолог Э. Дюркгейм описывал механизмы конструирования социальной реальности через рассмотрение контактов общества и реальности. Также Р. Мертон рассуждал о возможности аномических ситуаций и говорил об определенных условиях человеческой среды.
Все эти выводы позволяют утверждать, что студенческое самоуправление может менять смысл коллективных установок в условиях смены реальности. В связи с этим именно в рамках образовательного пространства можно обнаружить новые смыслы и значения, которые имеют шанс стать актуальными и передаваться из поколения в поколение.
При этом выработанные нормы должны стать образцами коммуникативного поведения. Воспитательный потенциал данных способностей формируется именно внутри образовательной среды, что можно наглядно проследить в практике реализации студенческого самоуправления.
В современных вузах все чаще создаются советы учащихся. В нашей стране существует федеральная программа «Студенческое самоуправление», которая реализуется с 2006 года. Целевой аудиторией программы являются студенты и аспиранты вузов.
С социально-философской точки зрения студенческое самоуправление можно рассмотреть, как черту высокоорганизованных и целостных систем, поскольку оно направлено на саморазвитие социокультурных институтов, которые выходят в эти системы.
Самоуправление как субъект организации социально-культурной деятельности
Исторически студенческое самоуправление получило широкое развитие именно в нашей стране. Его сущность можно рассмотреть с трех позиций:
- социокультурной;
- правовой;
- экономической.
Стабильность общества чаще всего зависит от ответственности его членов. Поэтому важно понимать, что студенческое самоуправление позволяет развивать ответственность среди молодых людей, которые являются будущим кадровым резервом государства.
Современная социокультурная практика предполагает взаимодействие духовной культуры и механизма распределения материальных благ. При этом возрастает практическое значение закрепления навыков самоуправления студентами, поскольку оно позволит обеспечить перенос опыта из одной ведущей социальной практики в другую.
Социальный статус студента дает человеку возможность актуализировать взаимосвязь с социокультурной средой вуза и реализовать внутри нее собственные навыки самоорганизации и ответственности, которые могут положить начало для плодотворной трудовой деятельности в будущем.
Сегодня остро стоит задача формирования студенческой активности, которая может быть реализована через студенческое самоуправление. Социокультурное пространство, в котором действует студенческое объединение может охватить абсолютно все сферы жизни общества. При этом оно не имеет окончательной формы и постоянно меняется согласно динамическим изменениям, господствующим в социуме.
Чтобы сформировать представление о направлении деятельности современных студенческих объединений необходимо обращать внимание не только на профиль обучения в высшем учебном заведении, но и формы работ, которые в них ведутся. Часто преобладает проектная деятельность.
Проектная деятельность – это совокупность действий, направленных на решение конкретной задачи в рамках проекта, ограниченного целевой установкой, сроками и достигнутыми результатами (или продуктами).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что современные студенческие объединения имеют статус общественного объединения, которое может быть зарегистрировано в качестве юридического лица.
Формы студенческих объединений
Формы студенческих объединений могут быть различными:
- общественная организация;
- общественное движение;
- орган общественной самодеятельности.
Для того, чтобы студенческое объединение получало все полномочия и статус, необходимо выделять специализированные средства. Например, государство организует стипендиальные фонды и программы поддержки высшего образования, разрабатывает программы проектной деятельности по внедрению студентов в самые разные отрасли активности.
Все направления работы входят во внеурочную работу со студентами. Так как условия развития современной цивилизации ставят перед институтами образования и воспитания все новые и новые задачи, которые провоцируются комплексом гуманистических проблем, необходимо разрабатывать такие социокультурные механизмы, которые помогут адаптировать молодых людей и не будут способствовать усугублению проблемы выбора ценностных ориентаций и нравственных принципов.
Система образования весьма консервативна, поэтому студенческое самоуправление позволяет преодолеть препятствия, возникающие на пути развития студенчества. Несмотря на это современное студенческое самоуправление требует развития, так как заложенные в нем механизмы больше напоминают игру, а не активное участие в общественной деятельности.