Социология знания как дисциплина
Понятие «социология знания» впервые было введено немецким философом и исследователем Максом Шелером в 20-х годах прошлого века. Социология знания имела философский подтекст. В дальнейшем новая дисциплина была интегрирована в социологическое знание. Социология знания длительное время оставалась периферийной дисциплиной для значительной части социологов, которые не разделяли проблемы, волновавшие германских мыслителей 20 века. В большей степени это касалось американских обществоведов, которые рассматривали данную отрасль знания как маргинальную специальность с европейскими отличительными чертами.
Защитники данного направления смотрели на социологию знания как на социологическое истолкование истории развития идеи, что в итоге привело к близорукости в отношении потенциальных возможностей данной отрасли социологической науки. Существовали разные подходы в определении сущности социологии знания, и можно с уверенностью сказать, что в истории развития данной дисциплины она принимала различные определения.
Согласно общему мнению, предметом социологии знания выступает взаимосвязь между мышлением и социальным контекстом. Таким образом, социология знания – это социологический фокус общих общественных проблем, а именно экзистенциальная детерминация. В центре внимания социологии знания стоит социальный фактор. Теоретические трудности, возникшие в тех случаях, когда человеческое мышление превалировало над прочими влиятельными факторами (исторические, психологические, экономические). Все эти случаи имеют одну общую проблему, как сильно мышление находится в зависимости от детерминирующих факторов.
Корни этой важной проблемы для современной немецкой философии уходят глубоко в исторические исследования немецкой школы обществоведения, которая являлась величайшим интеллектуальным достижением Германии в 19 веке. Благодаря огромным усилиям научно-исторической школы это направление не имело себе равного ни на одном этапе развития интеллектуальной истории. Прошлое представлялось для современного индивида «воссозданным настоящим» с богатым многообразием различных форм и видов человеческого мышления разных исторических этапов.
Основные подходы к определению структуры социологии знания
К основным подходам в определении структуры социологии знания относят следующие:
- Содержательный подход – эмпирия, теория и методология;
- Целевой подход – приращение практических данных;
- Масштабный подход – подразделяется на микро- и макросоциологию, занимается изучением непосредственного социального взаимодействия и масштабных общественных явлений.
Эпистемологическое измерение данной проблемы на прикладном уровне решается посредством проведения исследования, подробного и тщательного, насколько возможно в конкретных взаимосвязях между мышлением и его историческим контекстом. Исходя из этого, социология знания ставит перед собой проблему, изначально поставленную исторической школой – только в более узких рамках.
Данная проблема не нова для современного понимания того, что ценности и мировоззрение имеют общее общественное происхождение. В этом можно убедиться уже со времен античности. Начиная с эпохи Просвещения данное понимание, становится основной темой для современного западного и европейского мышления. Можно привести весомые аргументы в пользу «генеалогии» и ее основной проблемы. Однако непосредственными интеллектуальными предшественниками социологии знания являются три направления германской мысли XIX столетия - марксизм, ницшеанство и историцизм.