Социология власти как комплексная научная дисциплина
«Власть» - широкое понятие, предмет рассмотрения многих научных дисциплин: социологии, политологии, экономики, управленческих наук и др. Социология власти, формирующаяся на их основе, представляет собой относительно самостоятельную дисциплину, имеющую своим предметом комплексные проявления властных отношений в различных типах общества и на различных этапах исторического развития.
Идеи, которые можно назвать «предвестниками» социологии власти, известны с периода античности. Вопросы властных отношений и полномочий глубоко волновали Платона, Аристотеля, Цицерона. Так, по представлениям Платона, власть должна принадлежать истинной элите любого государства – его мудрецам: правители должны стать философами, говорил Платон, а философы – правителями. Именно так организована власть в «идеальном государстве», концепцию которого Платон разрабатывал в своих трудах. Аристотель критиковал государственную теорию своего учителя Платона в связи с ее утопизмом и малой вероятностью реализации; сам Аристотель уделял много внимания поиску альтернативных и более оптимальных вариантов распределения власти между гражданами государства. Как и Платон, концепцию «идеального государства» и «идеального правителя» разрабатывал римский мыслитель Цицерон. В эпоху Возрождения эта проблема стала предметом размышлений Никколо Макиавелли, предложившего собственную концепцию государства и его правителя; в Новое время ей уделяли пристальное внимание деятели английского и французского Просвещения Джон Локк, Томас Гоббс, Шарль Монтескье и другие.
Три типа власти в классификации Макса Вебера
Классический социологический анализ власти принадлежит немецкому социологу Максу Веберу (1864-1920). Вебер первым среди социологов попытался дать ответ на вопрос: почему люди с такой страстью претендуют на власть и по какой причине они чувствуют, что у них есть законное право ожидать от других подчинения этой власти. В поисках ответа на этот вопрос Вебер использует т.н. «идеальный тип» в качестве аналитического инструмента.
Анализ властных отношений, проделанный Вебером, привел его к выделению трех основных способов утверждения властных полномочий, в зависимости от типа (степени) рациональности:
- Власть может основываться на рациональных основаниях и быть закреплена в юридически оформленных либо установленных на договорной основе правилах и установлениях. Это - тип рационально-правовой власти, которая чаще всего характеризует иерархические отношения в современном обществе.
- Традиционная власть, с другой стороны, преобладает в доиндустриальных обществах, или обществах «традиционного» типа. Она базируется на вере в святость традиции, «вечного вчера». Такая власть ненуждается в том, чтобы быть кодифицированной специальными нормативами; она либо наследуется, либо обретается в связи с высоким общественным авторитетом своего носителя.
- Наконец, харизматическую власть получают такие лидеры, которые обладают особой харизмой и привлекательностью в глазах своих сограждан. В основе этой необычайной привлекательности могут лежать особые морально-этические, героические либо религиозные качества лидера.
Следует иметь в виду, что здесь, как и обычно в своих работах, Вебер описывал «чистые» («идеальные») типы; он неоднократно указывал, что в эмпирической реальности властные отношения могут представлять разнообразные сочетания указанных выше типов.
В качестве примера такого сочетания сегодня часто приводят властные отношения в нацистской Германии. Хотя власть Гитлера в значительной степени основывалось на его личной харизме, элементы рационально-правовой власти оставались важной частью официального права, а отсылки к вековой германской («арийской») традиции составляли один из главных механизмов убеждения масс в легитимности национал-социализма и его власти.