Понятие государственного интереса
Государственный интерес является термином, введенным Макиавелли, а также Ришелье, и означает право государства не обращать внимания на те законы, защита которых вменяется ему в обязанность, если этого требуют так называемы высшие интересы государства. Подобная идея была основой как теории, так и практики управления государством вплоть до середины 19 столетия.
Данное понятие используется, чтобы защищать государственную «реальную политику» в духе маккиавелизма от всяких утопий философско-правового и социально-этического типов. Наиболее полного и последовательного осуществления данная идея достигает в государствах с тоталитарным режимом. Идея государственного интереса и идея правового государства – несовместимы.
Латентные механизмы реализации государственного интереса
Особенности строения, функционирования и развития отдельно взятой государственной системы определяют и закладывают объективные предпосылки к формированию не только публичных, но и латентных механизмов реализации государственной власти. Так, мировой опыт показывает, что в ряде развитых демократических государств прослеживается тенденция к сокращению действий власти в использовании административного ресурса в целях поддержки политического режима, в то время как в развивающихся странах подобная ориентация госаппарата является типичной технологией отправления власти.
Кроме того, в государствах демократического типа складывается открытые общества и открытые институты власти, подконтрольные со стороны общественности. Демократическая/Прозрачная система государственного управления обеспечивает необходимый уровень коммуникаций гражданских институтов с органами власти, представительства общественных интересов в процессе выработки государственной политики и тема самым накладывает на деятельность государственных структур необходимые ограничения.
Однако ни одно государство, и ни одно, пусть даже самое демократическое, общество не в состоянии в полной мере контролировать деятельность государственного аппарата, что в свою очередь позволяет допустить возможность формирования скрытых коммуникаций в системе государственного управления.
К субъективным предпосылкам формирования латентных связей относится наличие в системе государственного управления коалиционных сетей, где слабо используются формы контроля, выстроена система неформальных отношений, личностных договоренностей, так называемого кумовства и «блата».
Подобная ситуация приводит к формированию теневых отношений, которые, встраиваясь в структуру государственного управления, начинают вытеснять собой открытые институализированные связи между участниками административных процессов.
Бюрократия в реализации государственного интереса
Несомненная политическая роль принадлежит и бюрократии как предпосылке формирования латентных связей. Бюрократия испытывает потребность в расширении своего влияния, воздействия на процесс формирования государственных стратегий. Сама по себе структура государственного аппарата ориентирована на предметные формы взаимодействия, субординацию, иерархию и вертикаль, а никак не на внешние структуры, на взаимодействие с обществом, что также ведет к формированию латентного характера функционирования государственно-управленческих структур.
В целях ограничения попыток давления и вмешательства в деятельность государственных структур в ряде западных стран применяется закон о лоббизме. Например, в США согласно Закону о регулировании лоббизма установлено требование о необходимой регистрации всех профессиональных лоббистов. В законе также указаны правовые ограничения лоббизма, например запрет на подкуп членов Парламента, а также установлены меры ответственности. Необходимо отметить, что согласно закону лоббисты и лоббистские фирмы обязаны предоставлять детальный отчёт о своей деятельности.