Понятие социологии управления
Социология управления является отраслью социологической науки, посвященной проблемам управления. Изначально в ней рассматривались проблемы управления в организациях. И лишь со временем возникло, такое понятие как социальное управление, то есть управление общественными процессами как на макро-, так и на макросоциологическом уровнях.
Актуальность социологии управления
В наше время, когда мы живем в условиях, ставших результатом демократических преобразований, начавшихся 25 лет назад, проблема принятия грамотных управленческих решений становится особо значимой в российской социологии. Радика-лизм, которым характеризовались указанные социальные модификации, осуществляемые в России, (например политика «шоковой терапии в начале 90 годов $XX$ века») требует переосмыслить определенные позиции в отношении данной проблемы как на уровне теории, так и на уровне практики.
Новые аспекты социологии управления
В практике принятия управленческих решений возникает целый ряд новых аспектов, которые порождают необходимость их научно-теоретического изучения. К ним относится социальная ориентированность управленческого процесса. Такой аспект в современной ситуации, когда в экономике страны наблюдаются кризисные явления в экономике, касающиеся и остальных сфер современного российского общества, придает анализу феномена принятия управленческих решений особенную актуальность, в организациях в условиях падения совокупного спроса на товары и услуги и соответственно снижения доходов, а значит и возможностей материального стимулирования, возрастает роль нематериальной мотивации.
В масштабах же общества значимость грамотных методов управления подтверждается необходимостью оптимального распределения ресурсов.
Современные рыночные отношения, многообразные формы собственности и характер отношений между собственниками ведут к необходимости повышения эффективности принятия управленческих решений.
Понятие управления
Управление можно свести к основанному на достоверном знании систематическому воздействию управляющей подсистемы (субъекта управления) на определенный социальный объект (по иному называемый управляемой подсистемой), в качестве которого может выступать и социум в целом, и его отдельные подсистемы: экономическая подсистема, социальная подсистема, политическая подсистема, духовная подсистема, и различные элементы общества (те или иные организации, предприятия или учреждения и т.д.).
Управление нацелено на обеспечение их целостности, нормального функционирования, совершенствования и развития, достижения заданных целей. Управление состоит в целенаправленном влиянии на условия жизнедеятельности людей, на их ценностные ориентации и поведение.
Основная задача управления состоит в том, чтобы обеспечить хорошо скоординированную целенаправленную деятельность как отдельных элементов управляемой подсистемы (например, трудовых коллективов, политических партий, спортивных организаций), так и всей общественной системы в целом.
На наш взгляд, управление является не односторонним воздействием субъекта на тот или иной социальный объект, а целенаправленным процессом взаимодействия субъекта и объекта управления для достижения какого-либо результата. Особое значение приобретает обратная связь от объекта к субъекту, которая значительным образом влияет на функционирование системы управления.
Вывод
Итак, социология управления возникла и развивалась под воздействием системных трансформаций в российском обществе, реформирования, направленного на переход к цивилизованным рыночным отношениям, которое было не совсем продуманным, что привело к кризисным явлениям в нашем обществе.
Упорядочивание функционирования всех подсистем общества потребовало более эффективного управления, а это создало потребность в научном поиске и обосновании наиболее действенных его методов и средств. Сейчас в социологии управлении развивается социально-ориентированная парадигма, согласно которой субъект управления должен учитывать не только общие организационные цели, но и особенности и интересы всех элементов объекта управления и прежде всего подчиненных индивидов.