Понятие семьи в кластере социологических дисциплин
Семья в социологии понимается как социальная группа или социальный институт. Семья как социальный институт находится в кругу постоянных интересов многих ученых и специалистов: социологов, психологов, социальных работников, педагогов и многих других областях науки и практики.
О. Конт, чье определение семьи, наиболее часто цитируемое в различных научных исследованиях. Он определяет семью как основную социальную группу, на которой основано общество.
Социологи , принадлежащие к школе функционализма утверждают, что семья должна играть ролевое многообразие. Среди них наиболее распространенный обмен:
-
Воспроизводство воспитание детей и их социализация
В этой теории Т. Парсонс выделил две основные задачи для семьи, в которой он включал первичную социализацию и стабилизацию личности. Он был убежден , что семья как малая группа, лучше готова иметь дело со всеми требованиями индустриального общества.
-
Системный подход предполагает, что семья представляет собой систему, которую следует рассматривать в целом. Католическая церковь принимает определение семьи, в соответствии с Катехизиса Католической Церкви, в соответствии с которым "Мужчина и женщина объединились в брак создать семью со своими детьми».
Объект социологии семьи - семья и брак.
Семья как интимные отношения, взаимная привязанность, сотрудничества и взаимной ответственности, где основной упор делается на укрепление внутренних связей и взаимодействий, функции личного и социального:
- брак или партнерство - быть женой или мужем или партнером;
- родителей - быть отцом или матерью;
- братская - будучи сестрой или братом.
Функции института семьи как социального института
Также институт семьи имеет ряд функций, а именно:
-
Институциональные:
- материально-экономическая (она включает в себя удовлетворения материальных потребностей членов семьи);
- уход и защита (материал и физическая безопасность членов семьи);
- производительная (она опирается на удовлетворение эмоциональных потребностей Воспитание детей - материнство и отцовство, позволяет поддержание биологической непрерывности семьи и общества);
- половая (удовлетворяющего полового влечения);
-
Социально-воспитательные (введение ребенка в мир культуры общества):
- классовая (определяют положение членов семьи в структуре общества);
- культурная (ознакомлении молодое поколение с историей культуры и ее прочного памятников, поощряя активное использование культурных ценностей);
- отдыха и общения (позволяет восстановить внутренний эмоциональный баланс);
- эмоциональная и экспрессивная (отвечает за эмоциональные потребности членов семьи, способствует выражению личности, дает возможность получить психическую контакт).
Виды семей в социологическом изучении
Семьи, в которых оба партнера воспитывают детей, называется нуклеарной семьей (генеалогия "маленькая семья"), а также семьи, в которых один из партнеров живет со своими родителями, называются расширенной семьи.
Сложная семья, большая семья — к семейному ядру добавляются другие родственники как по восходящей линии, так и по боковым линиям. Также может включать в себя несколько брачных пар.
Семья, в которой отсутствует один из партнеров, или имеются приемные дети называется неполной.
Типы семьи и ее организации
Существуют различные формы семьи, отличающихся по различным критериям: формальный или неформальный гражданский союз, который является опорой семьи.
Наиболее распространенные классификации брачных отношений — это разделение по признаку моногамной и полигамной.
Наследование в семье может быть патрилинейными, материнской линии или двусторонним. Распределение власти в семье может быть матриархальным, патриархальным или смешанным.
Современные общества разработали так называемый. альтернативные формы семьи, как:
- Неполная семья;
- Приемная семья;
- Семья реконструированная;
- Отношения, основанные на гомосексуальных отношениях;
- Семья без детей.
Итак, подводя итог можно сказать, что семью в социологическом аспекте можно рассматривать как исторически образованные отношения между:
- половыми партнерами (мужем и женой)
- между родителями и детьми.
Во- вторых, - как социальный институт, в котором субъекты отношений объединены брачными или родственными отношениями, бытом, моральной ответственностью.