Становление социологии рынка
Становление социологии рынка в качестве самостоятельного направления связано с методологической проблемой рассмотрения рынка как модели, имеющей определенное количество переменных или же использование нескольких аналитических моделей для его изучения ввиду невозможности сведения рынка к одной модели.
Находясь перед этой проблемой, Г.Беккер активно использует аналитическую модель с абстрактными основаниями за пределами изучения экономических отношений. Так, например, активно вводится в оборот такие понятия как брачный рынок или спрос на детей.
Становление социологии рынка приходится на 60-е – 70-е годы. Политика понимается в этот период также в понятиях рыночного обмена. В этот период происходит перенос принципов рынка на иные сферы общественной жизни.
Таким образом, формируется рыночная идеология, при которой социология рынка использует понятие рынка в качестве аналитического инструмента. Социология рынка изучает рыночные отношения с учетом влияния на них исторических условий и социокультурной обстановки.
Понятие рынка как объекта социологии рынка
Объектом исследования социологии рынка является собственно рынок.
Понятие рынка используется социологией рынка достаточно давно, между тем, его понятие было взято из экономики, а экономика приобрела его, в свою очередь, из повседневной жизни.
Наиболее просто понимание рынка представляет собой место встречи продавца и покупателя с целью осуществления процесса торговли. Таковым представлялся рынок аж в ХII веке, между тем, такое понимание рынка, несмотря на множественные подходы к его пониманию, имеет место и сегодня.
Р.Бойе выделяет 4 подхода к пониманию рынка:
- пространственный подход представляет собой понимание рынка как пространство, на котором осуществляется торговля;
- территориальный подход заключается в понимании рынка как особой территории, на которой происходят действия купли-продажи, которые обусловлены спецификой города, региона, страны, части света на которой они происходят;
- потребительский подход заключается в понимании рынка как суммарно платежеспособного спроса, предъявляемого потребителями товаров и услуг;
- системный подход рассматривает рынок как саморегулирующуюся систему спроса и предложения.
Понимание рынка как экономической системы представляет собой рынок как господствующую форму хозяйствования
Виды рынка
Такое многочисленное понимание рынка дает возможность существования различных видов рынка.
По видам реализуемого товара можно выделить рынки недвижимости, сырья, труда, ценных бумаг и т.д.
По масштабу можно выделить глобальный, региональный и страновой рынок, а также внешние рынки и внутренние рынки.
Рассматривая возможность существования конкуренции следуе выделять следующие виды рынков:
- свободный рынок, предполагающий высокую конкуренцию
- рынок монополистической конкуренции
- олигополистический рынок
- закрытый рынок
По легальности функционирования можно выделить официальные и теневые рынки.
Структура рынка
Ранее мы рассматривали виды рынков, а также подходы к их пониманию, определяющие их многообразие.
Между тем, рассматривая рынок как систему, можно выделить его структуру, которая включает в себя следующие элементы:
- участники рынка и их поведение
- товары и услуги, которые производятся и обмениваются на рынке
- форма организации и связи между участниками
- элементы, которые ограничивают или регулируют поведение участников рынка
- контролирующие концепции, которые регулируют создание стратегий участников рынка
Исходя из структуры рынка, можно дать следующее определение:
Рынок – это система, включающая продавцов и покупателей товаров или услуг, действия которых упорядочены сходными нормами и разделяются большей частью участников концепции контроля.
Регулирование рынка
Производство находится под контролем и регуляцией рынка, определяющего что производить, как производить и в каком объеме. Рынок также регулирует распределение товаров и услуг посредством механизма цен, то есть через систему формирования и изменения цен в результате воздействия интересов покупателей и продавцов, которые принимают решения самостоятельно.
Механизм ценообразования создает определенный баланс платежеспособного спроса и предложения, который меняется в зависимости от ситуации и условий функционирования рынка.
Рынок как система цикличен в своем развитии, проходя периоды подъемов и спадов или застоев. Помимо положительных моментов, результатами свободного рынка являются также безработица, инфляция, спекуляция. Это происходит в ответ на внедрение рыночных отношений в нерыночные сферы. Нерыночные сферы общества вырабатывают собственные механизмы сдерживания рыночных отношений, поскольку нерегулируемый рынок порождает ряд негативных факторов, ведущих к саморазрушению рыночной системы и дестабилизации общества.
Регулирование рыночных систем происходит посредством вмешательства государства. Государство оказывает воздействие на рынок через систему законодательных норм и экономических методов. Правовые нормы позволяют функционировать рынку в системе социальных норм, принятых в обществе.
Особым механизмом государственного регулирования рынка является антимонопольное законодательство, которое направлено на ограничение деятельности монополистов на рынке.
Также, к числу механизмов государственного регулирования рынка можно отнести систему государственных заказов и закупок, которые дают возможность увеличить спрос на ту или иную услугу или товар, результатом чего является расширение внутреннего рынка.
Налоговая политика – один из основных механизмов государственного регулирования рынка. Взыскивая налоги с населения и с предпринимателей, государство воздействует на расширение производства посредством его стимуляции или тормозит его, сокращая спрос.
К числу основных механизмов государственного регулирования также относится кредитно-денежная система, которая, посредством понижения или повышения процентной ставки Центральным Банком, позволяет ограничить или увеличить возможности получить заемные средства, что, в свою очередь, влияет на расширение производства или его ограничение.