Религия с точки зрения социологии
С социологической точки зрения религия является одним из наиболее древних социальных институтов. Она возникла раньше, чем наука, институт семьи, государство, институты социальной защиты. Появление первых религиозных систем было связано с необходимостью объяснения поражающих воображение и вызывающих страх явлений природы и даже космоса. В последующем, по мере накопления и углубления научных знаний функцию объяснения непознанного вместо религии начинает выполнять наука, а религии отводится роль средства консолидации общества, укрепления власти и систем управления, усиления социального контроля, обеспечения социальной защиты, социальной поддержки и психологической разрядки.
Подходы в изучении религии
Религия изучается различными научными дисциплинами – философией, историей, психологией, религиоведением и другими. В рамках конфессионального христианского религиоведения, например, выделяют два подхода в оценивании соотношения религии и социума.
Так, разделяющий подход исходит из идеи о принципиальном различении системы верований и общества. Для сторонников данного подхода религия представляется изначально трансцендентной (т. е. потусторонней), несоциальной и агностичной, а общество -«посюсторонним» и вполне познаваемым.
Социальными являются лишь отдельные аспекты религии, среди которых религиозные учреждения, организации, общины и т. п. Данный подход наводит и на соответствующие определения религии. Так, например, протестантским теологом и социологом Робертом Отто (1869–1937) религия определяется в качестве переживания святого, а ее предмет составляет нумиозное, т. е. та власть, сила, воля, истоком которой является божество, и которые вызывают у благочестивого человека страх и трепет, и одновременно с этим очарование и одушевление.
В рамках соединяющего подхода не религия не отделяется от общества непроходимой разделительной чертой, а религия изучается также, как и другие социальные структуры. Например, немецким теологом, культурологом и социологом Эрнстом Трельчем (1865–1923) при определении религии одновременно ставился вопрос о том, как на нее влияют экономические, политические, семейные и другие социальные отношения.
Предмет социологии религии
В социологическом подходе при изучении религии делается акцент на социальных отношениях, способствующих связыванию систем верований и человеческих сообществ, на тех социальных функциях, которые выполняют религии в определенных обществах, на роли, месте и социальном статусе церковных организаций в обществе, ее взаимоотношениях с другими социальными институтами, и пренимущественно с государством.
Современным американским социологом Герхардом Ленски религия определяется как «система верований о сущности сил, которые управляют в конечном счете судьбой человека, и связанных с ними ритуалов, исполняемых членами определенной группы». Как видно, Ленски религию понимает в качестве одного из факторов воздействия на человека наряду с рядом других социальных факторов. В схожем контексте рассматривает религию и Рональд Джонстаун, понимая под ней «систему верований и ритуалов, с помощью которых группа людей объясняет и реагирует на то, что находит сверхъестественным и священным» и которая связывает религию и конкретную социальную группу.
Религия обладает всеми признаками социального института. В качестве такового она характеризуется как ценностно-нормативной структурой (у нее есть набор определенных норм и ценностей), так и структурой поведенческих образцов.
Ценностно-нормативный уровень религии включает верования, символы, ценности, моральные заповеди, источником которых служат священные тексты.