Понятие «организация» и ее признаки
Организация – это отдельная социальная группа, которая обладает своей особой структурой. Создается организация для того, чтобы достигнуть определенной цели посредством совместной деятельности, а также при выстраивании отношений по системе «руководитель-подчиненный».
В юридически оформленных документах четко прописывается формальная структура организации, благодаря которой регулируется ее деятельность, а также деловые отношения как внутри учреждения, так и за его пределами.
Именно формальная структура позволяет обеспечить необходимый уровень социального порядка, а порядок – это залог успешной и эффективной коллективной деятельности.
Организация – это явление структурированное. Она включает в себя два основных уровня:
- Вертикальный уровень – это иерархия управления. В соответствии с данной иерархией осуществляется распределение полномочий между участниками организации, а также возлагается ответственность за те или иные действия. В основном, большая ответственность лежит на вышестоящих сотрудниках, которые берут ее не только за собственные деяния, но и за то, каковы будут результаты работы нижестоящих сотрудников;
- Горизонтальный уровень – он отражает основные направления, которые существуют в деятельности организации. Также при горизонтальном уровне делается акцент на организационном разделении труда: то есть, труд дифференцируется и специализируется в зависимости от уровня подготовки и квалификации работников, а также от специфики деятельности самой организации.
С точки зрения социологии организации могут выступать в качестве первичных или вторичных групп. Первичные группы и их функционирование специфичны тем, что в них, помимо формальных безличных структур, формируются также и неформальные личностные структуры. Поэтому первичные группы – более обширные, их структура гораздо сложнее.
При неформальной организационной структуре предполагается также появление феномена «неформального лидерства». То есть, человек может стать главным за счет своих лидерских качеств, харизмы. Никто специально не выбирает его как руководителя, но своими действиями он показывает, что может генерировать идеи, принимать особо значимые для общества решения.
Причина, по которой люди вступают в организации или создают их – это достижение целей. Причем, цели необязательно их собственные: это могут быть групповые цели, или цели целого общества. Причем, они связаны между собой. например, если цель человека противоречит общественным нормам и ценностям, то он вряд ли достигнет ее, поскольку не найдет поддержку извне. В случае ее достижения он может понести серьезные наказания.
Именно в организации человек находит единомышленников, реализует себя и свои потребности, при этом опираясь на интересы тех, кто его окружает. В некоторых организациях человеку приходится отказываться от собственных целей ради того, чтобы достичь те, которые преследует организация.
Социология организаций как раздел социологии
Социология организаций выступает в качестве отрасли социологического знания, раздела социологии. Она исследует наиболее значимые закономерности построения, функционирования и последующего развития трудовых организаций. к трудовым организациям в современном их виде следует отнести следующие:
- Предприятие;
- Учреждение.
Проблемное поле социологии организации акцентировано на том, чтобы выявить соотношение личных и безличных факторов организации, их общих и индивидуальных характеристик, системы «руководитель-подчиненные». Также очень важно понимать, какова цель организации, и будет ли она соответствовать целям, которые преследует государственная деятельность.
По причине такого разнообразия и достаточной структурированности проблемного поля социологии организации, и в западной, и в отечественной социологии организации по-прежнему нет единой методологической основы. В ней отмечается очень широкий разброс и спектр подходов и традиций в объяснении тех или иных организационных явлений.
Например, в североамериканской социологии организации исследователи делают акцент на прикладных аспектах отношений внутри организации, а также на социоинженерные методы, которые необходимы для повышения производительной эффективности предприятия. В этом же ракурсе для западноевропейской социологии характерен взгляд на организацию как на микрообщество, в котором присутствуют конфликты. Они могут как препятствовать развитию организации, так и наоборот, усиливать эффективность его деятельности в связи с борьбой с негативными последствиями противоречий и конфликтов.
Что касается отечественной социологии организации, то она рассматривает отношения внутри учреждения как проявление деятельности более обширных социальных слоев, а также обществ. Делается акцент на отношения внутри организации, которые напрямую связаны с функционированием учреждения. Проводится исследование социального строя, проблем и задач общества, развития организации в зависимости от того, на каком этапе развития находится общественная система в конкретный период времени.
Отечественные социологи разрабатывают проблематику социологии организации примерно с середины 60-х годов. Сегодня же в центре их внимания – оптимизация соотношения формальной структуры организации с неформальной, совершенствование стиля руководства и, как следствие, концентрация внимания на изменениях, которые происходят в отношениях руководителя и подчиняющихся ему категорий служащих.
Нельзя не упомянуть о том, что в социологии организации ученые уделяют внимание повышению управляемости организации. Они следят за корректностью и эффективностью принятых управленческих решений, за внедрением совершенно новых форм организации трудовых отношений, а также за участием исполнителей в выработке общих решений, которые также оказывают влияние на развитие всей организации.