Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Проблемы социологии образования

Социология образования: сущность

Социология образования является довольно крупной областью социологии. Она изучает образование в качестве социального института, а также его состав, структуру, основные функции. в рамках социологии образования исследователи акцентируют внимание на деятельности образовательных организаций, а также на политику государства и его реформаторскую деятельность в сфере образования.

Основы социологии образования были заложены еще Эмилем Дюркгеймом (1858-1917 гг.) и Максом Вебером (1864-1920 гг.), то есть на рубеже 19-20 веков. Оба исследователя рассматривали образование с точки зрения его социальных функций. Чуть позже разработками в области социологии образования занимался Толкотт Парсонс (1902-1979 гг.), который анализировал институт образования и его ключевые структурные элементы (высшие учебные заведения, школы, специальные учебные заведения и прочее). Особую роль играет их влияние на процессы социальной стратификации.

Замечание 1

Если говорить о социологии образования в отечественном научном знании, то она прошла достаточно сложный путь своего становления и развития. Это было связано с наличием общих проблем в российской социологической науке и, как следствие, в российском социологическом образовании. Основная причина – недоверие со стороны властей, цензура и идеологические запреты.

Среди главных отечественных исследователей, которые внесли вклад в развитие социологии образования, мы можем выделить имена М.М. Ковалевского, а также его последователей и сподвижников – Н.И. Кареева, Е.В. Де Роберти, П.А. Сорокина, Н.С. Тимашева и К.М. Тахтарева.

Объект и предмет социологии образования

Социология образования направлена на анализ и исследование видов, а также форм деятельности разнообразных образовательных учреждений и организаций, которые обеспечивают членов социума (людей или отдельные социальные группы) знаниями, основными фундаментальными представлениями о строении и свойствах различных сфер окружающего мира. Также благодаря им человек приобретает профессиональные навыки и умения в соответствии с требованиями современности, а также с имеющимися социальными, экономическими и культурными нормами и ценностями, в условиях которых существует и функционирует современная образовательная система.

«Проблемы социологии образования» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В качестве объекта исследований социологии образования выступает совокупность механизмов и отношений общества и образования. Также социология образования направлена на выявление роли образования и образовательных учреждений в обществе, механизмы появления различных институтов образования, их функций, внутренних источников и резерва развития.

Определение 1

Предмет социологии образования – это совокупность иерархических связей между учениками и педагогами, их межличностные отношения, особенности профессионального становления и трудовой деятельности преподавателей, условия и образ жизни современных учеников, социальный портрет студента и преподавателя.

Проблемное поле социологии образования

Проблемы современной социологии образования напрямую связаны с проблемами конкретной образовательной системы. Как мы можем понимать, судьба любого государства зависит от состояния системы образования, уровня образованности и грамотности населения, а также от компетентности органов государственной власти. Если государство стремится к развитию, то необходимо заботиться о грамотности населения, об образованности каждого человека с самого юного возраста.

Современная система образования и, как следствие, социология образования переживают достаточно тяжелые, можно сказать критические времена. Советская школа изжила себя и постепенно отходит на второй план, а ей на смену приходят новые, европейские тенденции и стандарты. Но главная проблема заключается в том, что внедрение инновационной системы происходит на неподготовленную почву, и она попросту не адаптирована под российский менталитет, в результате чего не приживается, или проходит долгий этап приспособления, видоизменяясь.

К иным проблемам российского образования и социологии образования также можно отнести следующие моменты:

  • Во-первых, мы нередко слышим о том, что старая система образования претерпевает кризис. И если высшая школа нашла выход (разделение и переход от специалитета к системе бакалавриата и магистратуры), то средняя школа и учреждения среднего профессионального образования остались неохваченными. Стоит отметить, что государство постоянно работает в этой сфере, и не так давно закон об образовании был переиздан. Насколько он будет эффективен, покажет только время, но необходимость изменения подхода к образовательным процессам стала еще более очевидной.
  • Во-вторых, современное российское образование чаще всего называют чересчур направленным в теоретическом плане. По сути, воспитывая ученого-теоретика, мы испытывает сильнейшую нехватку именно конкретных узких специалистов. Большой критике подверглась система ЕГЭ (единый государственный экзамен). Чаще всего его обвиняют именно в том, что при подготовке человеку даются общие знания, но при этом не акцентируется внимание на более узких областях научной сферы.

Еще одна проблема – недостаточное финансирование. В связи с этим профессия учителя стала одной из самых непопулярных, так как заработная плата работника образовательной сферы зачастую оказывается ниже нормы, предусмотренной государством. По сути, нехватка средств приводит к нехватке кадров в системе образования в целом по всей стране. К тому же, не каждое учебное заведение может похвастаться достаточной технической базой (техническое оборудование, оснащение компьютерных залов).

Наконец, в качестве проблемы авторы выделяют низкий уровень связи между этапами образования. Отличается уровень требований и подготовки, который получает учащийся школы, и при поступлении в вуз. Из-за достаточно сильных различий зачастую человек просто не понимает и не видит смысла в своем дальнейшем образовании, а если и продолжает учиться, то не видит перспектив и возможностей дальнейшего трудоустройства.

Дата последнего обновления статьи: 20.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot