Истоки социологии образования
Основания социологии образования заложили такие классики социологической науки, как Э. Дюркгейм и М. Вебер, рассматривавшие образование в контексте выполняемых им социальных функций.
Позднее концепция образования как общественного института, выполняющего функцию социализации, была развита Т. Парсонсом. Основателем структурного функционализма сам институт образования и входящие в него образовательные учреждения различных ступеней, профилей и уровней рассматривались в контексте их воздействия на социально-стратификационные процессы.
Отечественная социология образования в первые десятилетия ХХ века
В нашей стране становление и развитие социологии образования было достаточно сложным. Это было обусловлено общей противоречивостью развития отечественной социологической науки и социологического образования, которые с самого момента их возникновения находились под давлением идеологических запретов и недоверия со стороны властей. Российская социология образования развивалась преимущественно благодаря ученым энтузиастам.
Среди них исключительное место занимает М.М. Ковалевский, его сподвижники и последователи:
- Н.И. Кареев,
- Е.В. Де Роберти,
- П.А. Сорокин,
- Н.С. Тимашев,
- К.М. Тахтарев,
- и другие.
Появившись изначально за границей, в Париже, образовательным социологическим центрам позднее было суждено присоединиться к крупным российским исследовательским учреждениям социального профиля:
- Психоневрологическому институту (1908),
- Социобиблиографическому институту (1918),
- Социологическому институту (1920),
- и др.
В 1920 году в Петроградском государственном университете произошло открытие первой в России университетской кафедры социологии во главе с П.А. Сорокиным.
Это было последним содержательным и организационным всплеском, после которого до самого начала 60-х годов $XX$ века социология в вузах не преподавалась.
Ренессанс социологии образования в СССР
Социологическая наука начала вновь интенсивно развиваться с 1960-х годов, в рамках которой и были заложены основания современной социологии образования.
Современная структура социологии образования содержит концептуальные подходы, отражающие и уровень институализации образования, и современное состояние социологии.
Так, можно выделить новосибирскую школу (представлена В.Н. Шубкиным, Г.А. Чередниченко, Д.Л. Константиновским), в которой изучались проблемы, связанные с выбором профессии, престижем труда, эффективностью школьного обучения, и вопросы профессиональной ориентации учащихся.
Уральские ученые Л.Н. Коган, М. Н. Руткевич, Ф. Р. Филиппов, изучали, как изменяется социальный состав школьников, учащихся профессионально-технических училищ, чем отличается обучение в городских школах от обучения в сельских.
Значительную роль в развитии социологии образования сыграли также и ленинградские социологи (В.А. Ядов, А.Г. Здравомыслов, И.С. Кон, С.Н. Иконникова, В.Т. Лисовский, В.В. Водзинская), которыми исследовалась система среднего профессионального и высшего профессионального образования, политическое сознание молодежи и ее «жизненные планы».
Важное место в данной отрасли социологии принадлежит Бестужеву-Ладе, которым была предложена комплексная методика социального прогнозирования и моделирования сфер образования и воспитания, позволяющих строить долгосрочные прогнозы и модели.
Социологии образования в современной России
Со временем социология образования превратилась в отрасль знания, охватывающую такие проблемы, как профессиональная ориентация и мобильность, преемственность знаний для выявления трудовых предпочтений молодежи, специфика подготовки молодого поколения к труду в городе и селе; социально-психологические стимулы обучения молодежи.