Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Социология науки: объект и предмет

Понятие социологии науки

Определение 1

Социология науки – это особый раздел социологического знания, берущий свое начало в начале ХХ века и занимающийся исследованием науки как социального института, закономерностей ее развития и взаимодействия с другими общественными явлениями.

Становление социологии знания как самостоятельной дисциплины связано с М.Вебером, К.Мангейма и другими, но наибольший вклад в ее развитие принадлежит Р.Мертону.

Социология науки изучает социальную сторону научной деятельности, систему общественных отношений, возникающих в процессе появления и развития научного знания, нормы, ценности, приоритеты ученых, занимающихся разработкой науки, формы взаимодействия науки как социального института с прочими общественными явлениями и процессами.

Замечание 1

Таким образом, можно сделать вывод о том, что объектом социологии науки является наука как социальный институт, а ее предметом являются общественные отношения, возникающие в процессе появления, разработки и внедрения научных знаний, а также социальные взаимодействия науки как социального института с социумом.

Объект социологии науки

Ранее было отмечено, что объектом социологии науки является наука как институт общества.

На сегодняшний момент наука является одним из условий общественных преобразований в области экономики, общественных отношений, культуры, образования и т.д. Наука оказывает влияние как на общество в целом, так и на индивида в частности, оказывая влияние на его развитие и развитие его способностей и потребностей. Одновременно с этим, наука способна привести к отчуждению человека, который не способен усвоить возрастающий по объему поток знаний и соотнести его с уже имеющимися принципами и стереотипами общественного развития.

«Социология науки: объект и предмет» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Развитие науки и внедрение результатов ее деятельности в систему общества в условиях ее противоречивости, помимо внесения нового знания о человеческой активности, ставит перед обществом множество острых социальных проблем, решение которых также является одной из задач социологии науки, определяющей социальную значимость этого раздела социологии и науки в целом.

Наука как социальный институт выполняет несколько функций. Рассмотрим их.

  • культурно-мировоззренческая функция заключается в том, что наука является инструментом овладения природой на теоретическом и практическом уровне, обусловленным необходимостью общества в новом понимании и осознании мира;
  • наука как производительная сила общества, заключающаяся в материализации знаний, полученных в результате научной деятельности, в вещественных элементах и организационных формах производства, а также в деятельность участков производств и преобразованием науки в теоретический фундамент производственных процессов;
  • функция науки как социальной силы, заключающаяся в использовании науки и ее методов при решении социальных проблем общества.

Предмет социологии науки

Наука в современном обществе приобретает все большее значение, чем обусловлено пристальное внимание к науке социологов, но, стоит отметить, что не только наука оказывает воздействие на общественное развитие, но обратный процесс имеет место быть, поскольку общество и его потребности также оказывают влияние на науку, определяя направления и специфику научной деятельности.

Интерес к тому, чем обусловлено развитие науки, выделяет ее в качестве особого предмета исследования и способствовало развитию исследований в области социологии науки. Ранее мы отмечали, что предметом социологии науки являются закономерности и принципы развития науки, отношения ученых, их ценности и т.д., связанные с осуществлением научной деятельности.

Социология науки находит свое отражение в идеях М.Вебера, Э.Дюркгейма, К.Марскса, но ее становление как науки связано с именем Р.Мертона.

В 60-х годах ХХ века Р.Мертон предложил социологическую концепцию науки, которая предопределила направления современных исследований в области социологии науки.

Работы Р.Мертона посвящены анализу воздействия экономических, технических и военных факторов на развитие науки, но основным предметом его исследований были ценностно-нормативные структуры, обуславливающие поведение человека, осуществляющего научную деятельность, которые он объединил в научный этос, включающий обычай, характер, социальные нормы и традиции и т.д.

Р.Метод продолжил развитие идей М.Вебера, и считал, что развитие европейской науки в Новое время связано с пуританской религией. Несколько позднее Р.Мертон определил научный этос как совокупность ценностей и норм, которые регулируют научную деятельность.

Р.Мертон включал в научный этос:

  • универсальность
  • коллективизм
  • бескорыстность
  • организованный скептицизм

Научный этос воспроизводится в обществе на всех этапах исторического развития науки, благодаря чему обеспечивается ее существование. Последующие исследования социологов научного знания показали, что ценности научного этоса могут изменяться даже на противоположные в реальной научной деятельности.

И.Митрофф провел ряд исследований, позволяющих сделать вывод о возможностях изменения ценностей и норм научного сообщества.

Так, в противоположность принципу универсализма, И.Митрофф доказал его несоблюдение, поскольку оценка научной деятельности носит субъективный эмоционаьно окрашенный характер.

В противовес принципу организованного скептицизма И.Митрофф доказал отстаивание своих научных интересов несмотря на скептическое отношение к ним научного сообщества.

Открытость научных исследований не соблюдается зачастую из-за режима их секретности.

Исследователи социологии науки в современности подвергают сомнению существование устойчивого научного этоса ввиду его подверженности изменениям в зависимости от исторических условий и возможностям применения противоположных ценностей в практике научной деятельности.

Между тем, несоблюдение отдельными исследователями принципов научного этоса, не прекращает выполнения им регулятивной функции деятельности научного сообщества.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 20.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot