Научная сфера социологии музыки
Социология музыка - наука междисциплинарная, она является смежный сразу для ряда наук, таких, как музыкознание, социология, культурология, психология, педагогика и история.
Социология музыки - научная дисциплина, являющаяся одним из разделов социологии искусства, который изучает различные аспекты существования музыки, социокультурной систематизацией и структуризацией всего ее разнообразия в различных формах общественных проявлений.
Можно выделить три направления социологии музыки:
- Теоретическое (исследование закономерностей общества и музыки, типологизация музыкальных субкультур и культур).
- Эмпирическое (сбор статистических данных).
- Историческое (изучение и обобщение фактов, которые относятся к музыкальной жизни общества).
Основной интерес социология музыки проявляет в следующих вопросах:
- определение механизмов формирования музыкального вкуса у человека;
- определение степени востребованности той или иной музыки в обществе и в разных социальных группах, а также определение причин того или иного уровня востребованности;
- изучение доступности музыкального наследия для слушателей;
- формирование и внедрение наиболее эффективных программ музыкального воспитания;
- классификация слушательской аудитории в соответствии с их структурными особенностями, компетенциями и атрибутами;
- анализ фактов о том, как воздействует музыка на протекание того или иного социального процесса.
История развития социологии музыки как науки
М.Вебер отметил первым связь между развитием культуры, в том числе, музыкального искусства, и изменениями социальной структуры общества. Именно он считал музыку социальным языком, то есть языком выражения противоречий в обществе. То, в какой степени музыка зависит от технических средств и, одновременно с этим, как влияет на социальную структуру, и было основой труда М.Вебера.
Т.Адорно называет музыку искусством, которое отражает дух времени (работа «Социология музыки», 1962 год). По его мнению, музыка является субинститутом реальных процессов, происходящих в обществе. Являясь феноменом мировой цивилизации, музыка для социологии - способ понять общество. Таким образом, в отличие от М.Вебера, Т.Адорно акцентировал внимание не на функциях музыки, а на самом феномене музыки.
Во второй половине XX века можно вспомнить о таких ученых, как К.Гроссман, Д.Бакстон, С.Фриз, Д.Скуддер, Дж.М.Куртис и др. Все их работы, в отличие от Т.Адорно, были связаны с рок- и поп- культурой в музыке.
Американский социолог Дж. М. Куртис связывает появление всего нового в современной поп-музыке с усовершенствованием технологии. Отсюда, по его мнению, наиболее продуктивным является социотехнический подход к ее изучению как социокультурного феномена.
Также о популярной музыке говорил и С.Фрит, связывая ее продукты со спросом массы, то есть с тем, что выражает вкусы и интересы публики, но не создает их.
П.Бурдье описал стили жизни и различия в музыкальных предпочтениях. Результатом исследований ученого становится вывод о том, что распространение социального снобизма по всему миру глобально, при это различия в музыкальных пристрастиях связано с нежеланием соответствовать выбору каких-либо других социальных групп. По его мнению, нет «чистого» понятия «восприятия музыки», восприятие - это некая форма культурной дешифровки, а овладение необходимыми кодами в обществе принадлежит тем, кто имеет наиболее высокие и важные статусные позиции. Таким образом, коды формируют культурное достояние общества, но владеть этим достоянием могут лишь те, кто обладает для этого набором символических средств. К тому же через вкус мы классифицируем себя и нас классифицируют другие: предпочтения (вкусы) связаны с отрицанием вкусов других.
Советская социология музыки связана, в первую очередь, с именем А.Сохора, который определил функции развлекательной музыки и описал ее популярность в среде молодежи. Позднее Т.Чередниченко рассматривала связь средств массовой коммуникации с распространением поп-музыки.
Таким образом, социология музыки - наука о закономерностях распространения и функционирования музыки в обществе, наука об особенностях взаимодействия между музыкой и различными социальными слоями, эту музыку потребляющими.