Актуальные модели в социологии морали
Мораль – это одно из многоаспектных понятий. Именно многоаспектность оказывает особое влияние на различные интерпретации морали, а также на ее определения с точки зрения некоторых научных направлений. Исследователи подчеркивают тот факт, что лишь знакомство с различными концепциями морали позволяет расширить рамки повседневного взгляда на данное понятие, а также расширить и в некоторой степени углубить социологическую интерпретацию морали и мировоззрение самого субъекта, который принимает активное участие в данных процессах.
Эмиль Дюркгейм одним из первых ввел в научный оборот термин «социология морали». Ее он рассматривал через социальную солидарность, которая стала для него не только нравственной, но еще и социологической категорией.
Солидарность – это один из системообразующих принципов общества, который лежит также в основе моральных убеждений и взглядов. Солидарность зиждется на осознании того, что жизнь одного индивида в обязательном порядке зависит от жизни других, и именно этот факт позволяет смотреть на общество с точки зрения его единства и неразрывности связей внутри этого социального образования.
По мнению Эмиля Дюркгейма, особое место мораль занимает в том обществе, где на первый план выходят бескорыстие и самопожертвование. Это значит, что в обществе, где люди борются только за собственные блага, и совершенно не думают о жизни и благополучии ближнего – это общество, в котором нет признаков морали и желания быть полезными.
Общество должно стать неким «средоточием моральной жизни», то есть перед исследователями стоит задача объяснить человеку, что он – сложный и живет в достаточно противоречивый период, поэтому ему самому следует стать «человеком места и времени», чтобы не навредить ближнему и принести максимальную пользу тем, кто находится рядом и нуждается в этом больше всего.
Сущность социологии морали
Социология морали является одной из отраслевых социологических дисциплин. Она направлена на исследование социальных аспектов морали, которые образовались в рамках общества.
Предметом социологии морали является совокупность как прямых, так и обратных связей, которые образуются в системе «общество-мораль».
Социология морали, в отличие от иных дисциплин в рамках социологического знания, до сих пор находится в центре дискуссии о самой возможности и реальном изучении моральных феноменов эмпирическими методами. Авторы все еще сомневаются, что это возможно, а также сомневаются, что можно охватить сразу предмет социологии морали, ее связи и этику, в рамках которой она существует.
Сам термин, как мы уже отметили ранее, был введен Эмилем Дюркгеймом. Именно он рассматривал мораль в качестве одной из социальных функций, которая реализуется в процессе формирования общественных отношений. Чуть позже уже другой известный социолог – Питирим Сорокин – предложил так называемую «интегральную модель» социологии морали. Она подразумевала исследование соотношения самых разных этических ценностей, которые напрямую зависят от двух типов факторов:
- От культурологических факторов;
- От социологических факторов.
Что касается отечественных исследователей, которые занимались или занимаются изучением проблематики социологии морали, то следует выделить В. М. Соколова. Автор выявил как теоретические, так и практические проблемы социологии морали. Он подчеркнул, что субъективная форма существования морали, и ее нематериальный характер – это основные преграды, которые следует устранить для ее более правдивого и фактического исследования, при этом, практически любая часть моральной системы может стать предметом прикладного социологического анализа. Сюда относятся и нравственные отношения, и моральное сознание человека, его знания. Также не следует забывать и о содержании должной и сущей морали, поскольку для каждого она должна быть одинаковой, но может сильно отличаться в зависимости от мировоззрения человека, его интересов, знаний, стремлений и потребностей.
К структуре предмета социологии морали следует отнести следующие элементы:
- Во-первых, влияние конкретных социальных условий на «производство», а далее на функционирование моральной системы в целом. Также изучаются и ее отдельные компоненты, поскольку от их особенностей зависит функционирование всей системы.
- Во-вторых, предметом становится обратное воздействие моральной системы на уже устоявшиеся существующие общественные отношения.
- В-третьих, особый акцент следует сделать на нравственных аспектах социализации человека, на реальный уровень морального воспитания населения.
Мораль – довольна специфична: она совершенно по-разному проявляется в различных социальных институтах. В семье это могут быть одни моральные устои, в институтах образования – совершенно другие, в трудовом коллективе человеку приходится принимать во внимание моральные устои своей организации.
В рамках социологии морали есть возможность выявить наиболее важные и значимые закономерности, а также тенденции изменений в рамках морали, которые происходят в современном обществе. они обусловлены воздействием новых видов социально-экономических отношений. Так, возрастает роль морали как регулятора общественных отношений, поскольку другие механизмы регуляции теряют свой авторитет. Люди более осмысленно подходят к тому, чтобы налаживать отношения друг с другом: теперь они не просто эмоционально привязаны друг к другу, но и учитывают ту выгоду, которую могут получить из сложившихся отношений, что немаловажно с учетом специфики современного общества. На первое место вышли ценности потребления, происходит очень интенсивный процесс размывания в сознании человека таких норм нравственности, как милосердие, самопожертвование, доброта, порядочность и честность, а также ответственность за свои действия и слова.
Таким образом, с изменением роли морали происходят изменения в векторе ее изучения, соответственно, возрастает роль так называемой социологии морали.