Структура социологии молодежи
В структуре социологии молодежи можно выделить три уровня:
- общеметодологический уровень, который основан на понимании молодежи как социального явления
- специально-теоретический уровень, который рассматривает особенность, структуру молодежи как социальной группы, ее психические и психологические особенности, возрастную особенность ведения образа жизни и мировоззрения, и т.д.
- эмпирический уровень, который предполагает изучение конкретных фактов в различных сферах жизнедеятельности молодежи на основе социологических исследований.
Социология молодежи: объект и предмет
Социология молодежи изучает такую социальную группу как молодежь, а также ее место и роль в иерархии общества, границы молодежного возраста, потребности молодежи, специфику группы, особенности ее социализации, особенности возраста.
Социология молодежи как наука занимается общесоциологическими проблемами, которые имеют отношение к молодежи, то есть проявляющиеся в той или иной сфере жизнедеятельности молодежи либо влияют на молодежь.
Таким образом, объектом социологии молодежи является молодежь как явление и субъект общественных отношений.
Предмет социологии молодежи заключается в изучении особенностей молодежи, ее целей, потребностей, ценностей и установок, социальных ожиданий и запросов, моделей поведения, их причины и т.д.
Особенности и развитие социологии молодежи
Социология молодежи начала свое формирование и развитие, основываясь на демографическом разделении по возрасту населения для изучения социально-демографической группы, которая на тот момент находилась в стадии социализации и должна была прийти на место уходящего поколения для воспроизводства структуры общества.
Поскольку особенности процесса социализации и границы юного возраста зависят от исторических и культурных условий общества, а также принимая во внимание неравномерность процесса социализации в различных странах и культурах, границы молодежного возраста на разных этапах развития общества менялись.
Так, всего столетие назад молодыми людьми считали людей в возрасте 10-20 лет, в то время как сейчас границы молодежи сдвинулись и к ней относят людей в возрасте 17-30 лет.
Социология молодежи как наука начала свое становление в 60 годы ХХ века и связано это с молодежной революцией, которая выявила острые проблемы молодежи и привлекла интерес исследователей к их изучению.
В настоящий момент также можно наблюдать возросший интерес исследователей к проблемам молодежи, среди которых особо выделяют рост безработицы среди молодежи, высокий уровень наркомании, преступлений и правонарушений, свершаемых молодежью, кризисные процессы при социализации молодежи.
В России особо остро встает вопрос о передаче социального опыта нынешнему поколению, поскольку на данный момент этот процесс практически не происходит. Это обусловлено тем, что социальный опыт взрослого населения устарел, в результате чего не стремится его перенять и применить в своей действительности.
Особенности отечественной социологии молодежи
Специфической чертой отечественной социологии молодежи является изучение молодежи как элемента социальной структуры и мобильности, для которых характерны проблемы на рынке рабочей силы и демографические проблемы.
Отечественная социология значительное время не касалась изучения молодежи как демографической группы, поскольку изучалась как элемент рабочего класса или студенчества.
Впервые, в отечественных исследованиях в 1960-х годах было сформулировано и дано понятие молодежи, которое характеризовало ее как поколение людей, которые проходят социализацию посредством усвоения образовательных, профессиональных и культурных функций и готовятся обществом к усвоению и воспроизводству социальных ролей.
Позднее молодежь стала рассматриваться как социально-демографичесая группа, которая выделяется с учетом возраста, социального положения и социально-психологических особенностей.
В отечественной школе социологии молодежи выделяют следующие основные критерии отличия молодежи от иных социальных групп:
- возрастные рамки
- социальный статус
- социальные роли и особенности поведения
- социально-психологические особенности
- социально-демографические особенности
- самоидентификация молодежи как социальной группы
Основные направления исследований в социологии молодежи
Рассмотрим основные направления исследований в социологии молодежи.
Психоаналитическое направление. Его основоположниками являются З.Фрейд, Э.Эриксон, Р.Бенедикт и т.д. Для данного направления характерно изучение формирования и развития личности в период с детства до зрелости. В рамках этого направления изучались социальные и психофизиологические факторы развития личности, особенности становления зрелого человека, которые помогали объяснить проблему «отцов и детей», агрессивность молодежи. Этого же направления придерживались некоторые отечественные социологи, в том числе И.Кон, Д.Фельдштейн и т.д.
Исследования в данном направлении позволили осознать особенности становления личности молодого человека, а также помочь ему в самореализации и самоидентификации.
Структурно-функциональное направление. В рамках данного направления молодежная группа рассматривается как система позиций, занимаемых людьми с целью получения определенного социального статуса и воспроизводства соответствующей социальной роли.
Культурологическое направление. Данное направление изучает социальные явления в контексте феноменологии человеческой культуры. Исследователи в данном направлении пытаются понять молодежь через отражение в типе культуры, соответственно основное внимание исследователей в рамках культурологического подхода отводится изучению молодежных субкультур, образа и стиля жизни молодежи, ее жизненных планов и целей.