Теоретические модели коммуникации
Коммуникация, как ее представляет Ю. Хабермас (немецкий философ), есть не что иное, как истинная, личностно освоенная социальность. Но в таковую она превращается не сразу, а лишь с момента начала обеспечения людям возможности совершенно свободного и беспристрастно обсуждать высшие ценности. Последние исторически изменчивы, и поэтому их обсуждение должно постоянно носить дискуссионный характер. Истоками модели коммуникации немецкого ученого являются ранее существовавшие философские положения, в частности – взгляды К. Ясперса, который считал, что истина является коммуникацией, и, следственно, истинная коммуникация представляет собой коммуникация по поводу отыскания истины.
Американским социологом Чарльз Кули коммуникация понимается как социальный механизм, позволяющий осуществлять и развивать все многообразие человеческих взаимоотношений, символов, заключенных в разуме, а также технические средства их пространственной трансляции и их сохранения во времени. Как видно, от трактовки коммуникации в широком смысле, то есть как общения в целом, авторами все чаще осуществлялся переход к дефинициям, в основе которых находятся технические возможности этого общения.
Прикладные модели коммуникации
В рамках прикладных моделей коммуникации, то есть моделей, посредством которых в середине XX столетия объяснялись процессы в поучивших резкое развитие технических системах, выявляются элементы коммуникативной цепи, чтобы спрогнозировать новые эффективные коммуникативные действия (термин был введен Ю. Хабермасом). Основными прикладными моделями коммуникации явились математическая модель Клода Шеннона и кибернетическая модель Норберта Винера.
Согласно К. Шеннону в коммуникации можно выделить три уровня:
- технический уровень
- семантический уровень
- уровень эффективности.
Ядром технических проблем коммуникации он считает точность передачи информационных сообщений от отправителя к адресату. Узловой звено семантических проблем – это то, как данное сообщение проинтерпретирует получатель по сравнению с изначальным значением. Проблемы эффективности связаны с результатами изменений в поведении адресата под воздействием переданного ему сообщения.
Важнейший компонент модели Н. Винера – это положение об обратной связи, которое гласит: «информация, которая поступает обратно в центр управления, стремится к противодействию отклонениям управляемой величины от управляющей.
Особое внимание Н. Винер уделяет функционированию социальной информации. Так, по сравнению с людьми и общественными животными, в группах, представители которых являются необщественными животными, роста информации не происходит, поскольку отсутствует активный информационный обмен. Если же социальная организация характеризуется эффективностью, то в силу синергетического эффекта информации становится больше, чем могут содержать все члены социума, вместе взятые.
Указанные идеи развил С. Бир. В частности, под обратной связью он понимал возвращение части вышедшей информации к ее входу, с ее последующим изменением. Обратная связь будет положительной, если она увеличится уровень сигнала на выходе и, соответственно, на входе; отрицательный характер обратной связи при увеличении сигнала на выходе ведет к уменьшению сигнала на входе, и следовательно, может быть обозначена как стабилизирующая.
Таким образом, в стандартной модели массовой коммуникации, которую можно встретить у большинства исследователей, выделяются следующие элементы:
Источник информации – кодирование информации– сообщение – декодирование информации – получатель информации.