Возникновение первых теорий общества относится к периоду античности, когда два выдающихся древнегреческих философа – Платон и Аристотель – предложили собственное видение справедливого социального устройства.
Социально-философские предпосылки становления социологии в античности
Наиболее полно социальные взгляды античности отражены в известном «Государстве» Платона. Главная мысль данного диалога заключается в том, что человеческое общество должно стремиться воплотить в жизнь сознательно построенную общественную систему, которая будет управляться интеллектуальной элитой в соответствии с принципами разумности и целесообразности.
Принадлежность к социальной элите определяется происхождением человека. Другими словами, по своей природе люди не равны, они созданы разными, и только те, кто от рождения наделен высшими личностными качествами, мудростью, способны осуществлять управление обществом и государством. Философы и мудрецы, которым может быть доверено управление государством, должны сохранять нравственную чистоту, служить образцом поведения для всех слоев общества.
Аристотель предлагает первую классификацию социальных слоев, выделяя:
- зажиточное среднее сословие, выступающее основой любого общества;
- лишенных собственности бедняков;
- богатую плутократию.
По мнению философа, общество приобретает большую стабильность, если масса бедняков не отстранена от участия в управлении социальными процессами, а права и интересы богатой плутократии ограничены.
Дальнейшее развитие античные идеи о социальном устройстве получили в трудах выдающихся деятелей Средневековья.
Социально-философские предпосылки становления социологии в эпоху Средневековья
Дальнейшее развитие системы социальных представлений, формулировка принципов сильного государства, стабильного социального строя связано с именем Н. Макиавелли. В своих работах мыслитель связывает стабильность государства непосредственно с личностью государя, правителя, политического лидера, от личных качеств которого в ситуации низкого уровня развития гражданского общества зависит стабильность социальной структуры.
Дальнейший вклад в развитие системы социальных представлений был сделан Т. Гоббсом, создавшим теорию общественного договора, которая стала основой учений о гражданском обществе. Впоследствии Ж. Ж. Руссо разработал концепцию естественного порядка, который благодаря установлению общественного договора становится порядком позитивным.
Социально-философские предпосылки становления социологии в эпоху Возрождения
Огромное влияние на развитие системы социальных представлений оказала Французская революция, когда осуществлялось формирование гражданского общества со всеми присущими ему гуманистическими особенностями и характеристиками. В центр формировавшегося общества, новой мировоззренческой парадигмы была поставлена личность человека в его специфическом социальном измерении.
Развитие новой мировоззренческой системы неразрывно связано с именами Монтескье, Вальтера, Руссо и др.
На протяжении длительной истории в науке был накоплен огромный багаж теоретических представлений о социальном устройстве, гражданском обществе, что привело к развитию социологии как самостоятельной области научного знания. Впервые термин «социология» был употреблен О. Контом, который высказал идеи о необходимости всестороннего анализа общественных феноменов и процессов.
Таким образом, отделение социологии от философии в XIX было подготовлено длительной историей развития системы социальных представлений, а также возникшими социальными потребностями.