Специфика процесса познания социальной реальности
Познание социальной реальности это целенаправленная деятельность, направленная на изучение процессов и явлений, происходящих в обществе. Для успешного их восприятия и понимания требуется особое отношение к процессу исследования, который ориентирован на изучение деятельности и поведения людей, как субъекта общественных отношений. Изучение процесса общественного развития имеет свою специфику, которая заключается в том, что:
- В процессе познания социальных отношений необходимо изучение не только материальных, но и идеальных отношений, возникающих между участниками процесса развития общества.
- Объект и предмет изучения – это общество. Таким образом, возникает тождество объекта и субъекта: человек изучает ход исторических событий, и в тоже время он сам является творцом истории.
- Социальное познание практически всегда ценностно окрашено. Можно сказать, что оно не может быть беспристрастным и объективным, так как затрагивает интересы и потребности человека, который занимается изучением и трактованием общественных явлений и событий.
- Социальное познание чаще всего представляет собой вероятностное знание, в котором нет места безапелляционным утверждениям, «четким» законам, неукоснительному соблюдению установленных норм и правил.
Все описанные выше особенности обуславливают получение выводов и суждений как научного, так и вненаучного характера.
В социальной науке главенствующими являются два компонента – это знание и способы его получения.
Методы познания в социальной науке
Процесс социального познания имеет те же особенности, что и познание как таковое, т.е. включает в себя описание и обобщение фактов, построение моделей, анализ явлений и т.д. Также как и в процессе познания как такового в научном познании социальных явлений применяются общенаучные методы – анализ, синтез, аналогия, дедукция.
Однако есть и специфические формы и методы работы – опрос, социологическое исследование, анкетирование.
Методы познания в социальной науке – это средства позволяющее получать и систематизировать научные знания о социальной реальности. Они включают в себя принципы организации познавательной (исследовательской) деятельности; регулятивные нормы или правила; совокупность приемов и способов действия; порядок, схему или план действий; способы оценки и контроля за процессом исследования.
Стороны социального познания
В социальном познании можно выделить следующие стороны:
- онтологическую,
- гносеологическую,
- аксиологическую.
Каждая из этих сторон имеет свои особенности и предмет изучения.
Онтологическая сторона занимается объяснением причин и закономерностей существования общества, изучением особенностей его развития и функционирования. Субъектом ее изучения является человек, но не просто человек, как отдельная личность, а как субъект общественных отношений.
Гносеологическая сторона занимается изучением самого процесса познания и связанного с ним вопроса о реальном существовании социального познания как научного знания.
Аксиологическая сторона познания пропагандирует ценностный подход в изучении развития общества, то есть пытается выстроить систему идеальных установок для развития общества, дать определение категориям добра и зла, гуманности и жестокости, истины и лжи.
Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно говорить о том, что отличительной чертой процесса научного познания социальной реальности является отведение центрального места представлениям о человеке вообще и существующим законам человеческой жизнедеятельности в частности.