Социология денег как особая область знания
Социология денег выступает в качестве одной из областей социологического знания. Она исследует основные закономерности, а также возможные способы взаимодействия субъектов общественной системы по выработке и дальнейшей реализации всех видов решений, которые непосредственно напрямую связаны с деньгами. Отсюда образуется новый вид таких решений – так называемые «денежные решения».
Понятие «социология денег» возникло относительно недавно, примерно в середине 70-х годов 20 века на Западе. В Россию данная отрасль проникла в эпоху «перестройки», и в основном базировалась в рамках исследований экономической социологии. Но еще раньше, в 1900 году категория «философия денег» была употреблена Георгом Зиммелем, который назвал также одну из своих работ («Философия денег», 1900 год).
Центральная проблема, которую поднимают исследователи в области социологии денег – это то, каким образом субъекты денежных отношений (экономических отношений) принимают денежные решения, в то время, как на эти самые решения оказывают влияние совершенно разнообразные факторы, находящиеся за пределами экономической сферы. Они не подразумевают внутри себя тех привычных единиц измерения, а также того, каким образом взвешиваются данные факторов, которые практически нереально сравнить друг с другом. Данные процессы касаются сразу трех основных типов субъектов денежных решений. К ним относятся следующие:
- Приобретатель денег товаров и услуг;
- Поставщик благ (товаров и услуг);
- Создатель различных денежных форм, которые принимаются приобретателями и поставщиками. К денежным формам относят бюджет, фонды, кредиты, различные страховые суммы и прочее.
Социология денег принципиально отличается от остальных дисциплин, которые так или иначе связаны с изучением денег. Отличие состоит в том, что социология денег исходит из того факта, что кроме желания субъекта приобрести какое-либо благо, у него обязательно наличие каких-либо денежных ресурсов. Во всех случаях важную роль играет еще один фактор, и заключается он в том, с кем из субъектов следует проводить наиболее эффективную денежную операцию или сделку. Именно адресность, а также принцип избирательности контрагентов, которые имеют непосредственную связь с денежным решением, влияют и на содержание, и на «ценность» сделки.
Основания изучения денег как особого социологического явления
Социологи обратились к проблеме денег в связи с тем, что науке присущ достаточно холистический, системный анализ социальных явлений, а деньги – это очень противоречивое явление в современном мире. Очень большое методологическое значение для исследований денег играют работы таких авторов, как Карл Маркс, Георг Зиммель, Питирим Сорокин, Толкотт Парсонс. Именно они заложили основы понимания денег как особого социального феномена, а в последствии и социального института.
Из анализа множества их работ, посвященных данной проблематике, следует сразу несколько достаточно обоснованных выводов:
- В области социологии денег нет возможности построить единую, кумулятивную теорию;
- Существует целое разнообразие различных подходов, которые в совокупности отражают основные свойства денег как социального и экономического явления.
Например, Карл Маркс видел в деньгах особую форму отчуждения труда человека.
Что касается Георга Зиммеля, то он рассматривал деньги в виде чистого взаимодействия, а также одного из результатов такого процесса, как объективация. Зиммель считал главным в деньгах их субъективную ценность, а современная культура в его работах – это прямое следствие долговременного господства денег в мире.
Макс Вебер, в противоположность Зиммелю, предполагал, что отношение к деньгам напрямую зависит от ценностей, которые сложились в обществе. Питирим Сорокин и Толкотт Парсонс выделяли инструментальную значимость денег. В их понимании, деньги – это проводник, который обладает символическими свойствами.
В 1980-е годы интерес к деньгам в социологии получил совершенно новый всплеск, что в особой степени касается именно западных концепций. Например, Ю. Хабермас, Э. Гидденс и Н. Луман поставили ключевой вопрос о том, каковы причины, условия и последствия функционирования денег в современном обществе. все сводится к тому, что деньги – это символ общественных отношений. Его значение как раз и вытекает из взаимодействий между людьми, и особо касается контекста этих самых взаимодействий и отношений. Влияние денег, отношение к ним со стороны общества – все это определяется социальными и культурными нормами и ценностями конкретного общества.
Таким образом, значение феномена денег в социологической науке достаточно велико. Они лежат в основе любого общества, а государство смогло появиться лишь после того, как обосновался институт денег.
Деньги и денежные отношения – это фундамент, на котором строится система общественных отношений. Они обеспечивают возможность ежедневного взаимодействия и воссоединения людей на основе общих целей.
Деньги первичны, и представляют из себя полифункциональный институт с достаточно противоречивыми функциями (как утверждал в своих работах Георг Зиммель). Экономические, социальные, культурные функции денег – каждая из них может преобладать в конкретном обществе, и назначение каждой определяется системой ценностей данного общества в определенный исторический период.
Таким образом, социология денег вполне законно и основательно претендует на статус отраслевой социологии. Признание ее как особой отрасли социологического знания произошло еще в 1990-е годы в рамках западной социологии. По сей день сохраняется очень глубокая связь с экономической социологией, поскольку она является для социологии денег «материнской», содержащей в себе сходные принципы, признаки и функциональные особенности.