Текст как социологический объект
Все люди обмениваются друг с другом информацией, которая выражается в языке и текстах. Эта характерная черта жизни общества является неотъемлемой, и от нее во многом зависит транслируемость социальных норм, исторических ценностей и богатства. В период всеобщей информатизации текст не утратил свою актуальность, к нему по-прежнему обращается каждый человек в процессе социализации, обучения и обмена информацией.
Вся система социальной коммуникации трактуется исследователями как процесс порождения текстов и их интерпретации. То есть, ведется активная текстовая деятельность. Этот подход получил свое название – лингвосоциопсихологический. Имеется и более широкое понятие – семисоциопсихологический подход к анализу текстовых материалов, их интерпретации.
Анализ информации, которая представлена в текстах лежит в основе нескольких значимых для современного общества процессов:
- изменение содержания коммуникативных процессов;
- выявление приемов, которыми пользуют пропагандисты и люди, которым выгодно через тексты транслировать свои идеи и мысли;
- определение намерений и иных характеристик участников коммуникаций, по которым можно судить цели участников;
- выявление установок, ценностей и интересов отдельных индивидов или более крупных социальных групп.
Также благодаря социологическому анализу текстов можно выявить намерения различных групп населения и ценности общественных институтов, непосредственными участниками которых все еще остаются именно люди. Сегодня текст – это объект социологических исследований. Им занимаются ученые, заинтересованные в изучении разных областей знания. Текст востребован в разных отраслях – у лингвистов и социологов, психологов и культурологов, юристов и искусствоведов. С помощью текстового анализа можно без труда изучить религиозную символику различных народов и государств, прикоснуться к музыкальному искусству, изучить слоганы и рекламу, пропаганду и ее механизмы.
Практически каждый социолог в своей исследовательской деятельности обязательно сталкивается с необходимостью проанализировать текст, полученный в качестве первичной информации как в социологических, так и в маркетинговых исследованиях. К ним относятся такие методы, как:
- интервью;
- фокус-группа – фокусированное интервью.
Для достижения поставленных целей в подобного рода исследованиях не должно быть места междисциплинарным барьерам, так как методы отдельных наук, например традиционный социологический контент-анализ, чисто лингвистические или чисто психологические методы часто оказываются недостаточными при их изолированном использовании.
Контент-анализ является одним из старейших методов изучения текстов, и продолжает занимать лидирующие позиции, несмотря на свои недостатки.
Жизнеспособность такого метода, как контент-анализ, можно объяснить высокой степенью формализации. Это позволяет компьютеризировать весь процесс, найти золотую середину, подобрать собственную модель анализа. Исследователи, которые имеют опыт в осуществлении социологического анализа текстов, очень быстро адаптируют материалы под собственные потребности и могут без труда разбираться с обширными массивами в кратчайшие сроки. Но время диктует собственные подходы, поэтому данный метод уходит, но частично, оказываясь в основе смешанных методик социологического анализа текстов.
Методы социологического анализа текста
На сегодняшний день сформировалось и обосновалось несколько основных направлений, которые определяют сопоставление текстов с объективной реальностью. Первое направление – реконструкция событий на основе текстовой информации. В этом случае текст является индикаторов объективной реальности и отражает то, что происходит сейчас или происходило много лет назад, а теперь нуждается в подробном изучении.
Второе направление – это реконструкция стратегии коммуникатора. Текст является индикатором коммуникативных намерений автора и отражает его способности в отражении социокультурной реальности. Третье направление – реконструкция непосредственно интересов и потребностей аудитории, ее ценностей в конкретный исторический период. Текст в данном случае является индикатором предпочтений целевой аудитории. Полное и всестороннее сопоставление реальности и текста требует сравнения результатов разных методов, поэтому в рамках одного исследования анализ содержания (контент-анализ) часто выступает в комплексе с другими (качественными) методами.
Когда социальные науки только начинали обосновываться и развиваться, они изучали текст благодаря качественным и неформализованным подходам. Двадцатый век противопоставил качественному подходу количественный, соответственно появилась необходимость в том, чтобы анализировать текст с других точек зрения и с помощью других формализованных и неформализованных показателей. Но у методов были как свои перспективы, так и ограничения. Например, существенным ограничением случит то, что далеко не все документы можно представить в качестве объекта контент-анализа. Необходимо, чтобы исследуемое содержание задавало однозначное правило для более надежного и объективного фиксирования только самых необходимых характеристик. В этом выражается очень важный принцип – принцип формализации. Также важно, чтобы интересующие элементы встречались с достаточной частотой. Если встречаются они редко, то это значит, что они не поддаются измерению, и осуществление контент-анализа в полномерной методике оказывается невозможным.
Таким образом социологический анализ текста (контент-анализ) – это один из старейших методов исследования социальной реальности. Он претерпел некоторые изменения, и до наших дней дошла его видоизмененная и усовершенствованная версия. Так или иначе, использовать методику социологического анализа уместно лишь в том случае, когда изучаемые элементы встречаются достаточно часто и могут быть измеримы.