Девиантное поведение индивидов и его разновидности
Девиантное поведение – это действия и поступки человека, которые противоречат общепринятым социальным нормам и стандартам поведения.
Девиантное поведение изучается в рамках социологии. Девиантное поведение способно оказывать особое глубокое воздействие на индивида, его состояние, мотивации и на отношения, которые складываются между ним и другими членами общества. Исходным понятием асоциального (девиантного) поведения является другое понятие – социальная норма.
Социальная норма – это предел дозволенного в поведении индивида, мера допустимого в его деятельности. Социальная норма гарантирует поддержание социальной системы в устойчивом состоянии.
Отклонения от социальных норм неоднородны, они могут быть нескольких видов:
- позитивные отклонения, которые направлены на то, чтобы преодолеть неактуальные и устаревшие стандарты и нормы. Система подвижна, она постоянно меняется, точно так же меняются и социальные нормы, поведенческие ориентации. Устаревшие нормы могут привести к тому, что человеку будет все сложнее адаптироваться к постоянным изменениям, что ведет к дестабилизации его психики;
- негативные отклонения – это дисфункциональные поведенческие практики, которые способны дезорганизовывать социальную систему. Негативные отклонения приводят к тому, что социальная система выходит из строя, разрушается. А это – первый и явный фактор девиантного поведения.
Позитивные девиации более однозначные, нежели негативные. К ним можно отнести индивидуализированное поведение. Оно характерно для творческих личностей, и чаще всего такое поведение расценивается как странное, чудаковатое. Оно считается прямым отклонением от нормы, но при этом в некоторых условиях такое поведение может быть полезным для общества. Современное студенчество – это именно та категория социума, которая способна привнести в социальную систему что-то совершенно новое, инновационное. Поэтому поведение студентов, если оно кажется странным или отклоняющимся от нормы, зачастую пресекается. Но и социологи, и педагоги, и психологи подчеркивают, что природа этого поведения очень разная, и требуется отрабатывать каждый кейс поведения, чтобы выявить, действительно ли оно имеет негативные мотивации, или эти поведенческие мотивы могут быть полезными для всего общества в целом.
Негативные девиации не так однозначны. Они бывают двух типов:
- отклонения, которые направлены на то, чтобы причинить вред другому человеку или группе лиц. Это может быть выражено в агрессии, нападках, физическом и моральном насилии или противоправных действиях;
- отклонения, которые оказываются вредными и разрушительными для самой личности. Сюда относят алкоголизм, наркоманию, самоубийство и другие формы поведения, которые однозначно вредны для человека.
Можно сказать, что девиантное поведение — это социальный выбор, при котором цель социального поведения несоизмерима с реалиями возможностей ее достижения, индивиды могут воспользоваться другими средствами для достижения своих целей. К примеру, некоторыми индивидами выбираются социально запрещенные средства, а иной раз и противозаконные в погоне за богатством или властью, в результате чего становятся преступниками или правонарушителями.
Среди форм девиантного поведения исследователи выделяют инновацию, ритуализм, ретретизм и бунт. Все они оказывают свое влияние на общество. Но однозначным остается факт того, что каждая форма социального поведения обязательно должна контролироваться извне. В противном случае это приведет к неконтролируемому нарастанию девиации, особенно со стороны современной студенческой молодежи.
Причины девиантного поведения представителей студенческой молодежи
Причины девиантного поведения индивида – это вопрос, который приводит к дискуссии и спорам уже на протяжении долгого времени. Ему посвящен не один десяток научно-исследовательских работ. Это связано с тем, что каждый исследователь берет за основу собственную научную теорию, которую стремится развивать. Но все же следует всегда начинать с рассмотрения причин девиантного поведения, иначе будет еще сложнее понять, что же привело к асоциальности личности, и почему молодые люди, в частности, студенты чаще всего проявляют признаки асоциального поведения.
Часть причин девиантного поведения носит не социальный, а скорее биологический и психический характер. Например, склонность к вредным привычкам (наркомания, алкоголизм) может передаваться по наследству, от старшего поколения к детям. Социология выделяет несколько основных направлений, которые могут интерпретировать и объяснить некоторые причины возникновения асоциального поведения. Например, Р. Мертон использует термин «аномия».
Аномия – это особое состояние общества, в котором старые ценностные ориентации и нормы утратили свою актуальность, а новые еще не согласованы.
Причина девиантного поведения кроется в несогласованности целей, которые выдвигаются обществом, и средств, которые общество предлагает для их достижения. В условиях неопределенности страдают самые уязвимые категории граждан, и студенты относятся к их числу. Они еще не успели выбрать собственный путь, еще не наметили цели и не имеют устойчивых идеалов. Поэтому в условиях общественной аномии они перенимают худшие образцы поведения.
Еще одна причина девиации – маргинализация. Ее основной признак заключается в разрыве социальных связей. Сначала утрачиваются социально-экономические связи, а вслед за ними и духовные. Характерной чертой социального поведения маргиналов считается снижение уровня социальных потребностей и социальных ожиданий. Эти люди ничего не ждут от жизни и ни к чему не стремятся, удовлетворяют лишь свои базовые потребности.