Социологическое исследование — система разного рода процедур в социологии, реализуемых с целью получения научных знаний о социальных явлениях.
Вопрос в социологическом исследовании
Когнитивная задача вопроса - определение информации, необходимой исследователю для описания, анализа, объяснения изучаемой переменной.
Методологические проблемы социологического исследования, связанные с дискуссиями о концепции социологического вопроса, были актуализированы в 1990-х годах. Подчеркивалась связь между постановкой вопроса и его познавательной задачей.
В рамках этих дискуссий были представлены различные подходы к концепции проблемы. Связь между различием в понятиях и различием в концептуальных интерпретациях вопроса стала очевидной.
Я. Лютинский определяет вопрос как утверждение исследователя, включенное в анкету или форму интервью (чаще всего в форме опрашивающего мнения), адресованное Ответчику и требующее более или менее значимого ответа от него. В его интерпретациях акцент делается на коммуникативную функцию вопроса. Вопрос - запрограммированный исследовательский акт общения с Ответчиком в устной (собеседование) или письменной (анкетный опрос) форме.
Коммуникативный акт письменного опроса осуществляется вовремя в три этапа: первый - формулировка высказываний исследователя в анкете; второе - восприятие вопроса и письменный ответ Ответчика на него; третий - выбор и анализ записей исследователем. Этот пошаговый подход позволяет идентифицировать вопрос как конкретную независимую единицу текста.
Есть четыре концепции вопроса:
- тестовая;
- традиционная;
- индикаторная;
- расширенная информационная.
Тестовая концепция вопроса связана с психологической традицией. Он имеет следующие характеристики. Каждый вопрос в отдельности не имеет независимой функциональной нагрузки. Чтобы создать тест в качестве учебного пособия, вам необходимо сформулировать набор вопросов, которые позволят нам охарактеризовать какую-либо одну переменную (например, уровень общительности, готовность к выполнению любых видов деятельности и т. д.). ).
Традиционная (информационная) концепция вопроса используется давно и довольно часто. Его особенностью является то, что вопрос представляет собой самостоятельную семантическую единицу, а респондент считается надежным информатором.
Термин «достоверный информатор» означает, что он:
- правильно услышал вопрос;
- правильно его понял;
- хочет и способен (обладает информацией, возможностью) дать ответ;
- в состоянии выразить свои суждения, мнения.
Индикаторная концепция вопроса является частью более широкой методологической концепции индикатора, разработанной в социологии в 1950–1060-х годах. Здесь вопросник является индикатором изучаемого явления; Сложные явления измеряются несколькими показателями-вопросами, что снижает вероятность ошибки.
Расширенная информационная концепция, сформулированная Я. Лютинским, вобрала в себя все преимущества предыдущих концепций.
Она:
- признает ценность одной проблемы;
- включает использование набора показателей (вопросов) для характеристики конкретного явления (построение многомерных шкал).
Вопрос как инструмент социологического исследования
Вопрос всегда сопровождается директивой о том, где и как должна быть записана реакция (ответ). Вместе с этой записью, вопрос программируется актом взаимного общения исследователя с ответчиком в устной (интервью) или письменной (анкета) формах.
В соответствии с основными положениями концепции теста вопрос в вопроснике рассматривается аналогично положению индикатора в тесте, то есть как независимый элемент инструментария, состоящий из ряда аналогичных элементов.
Цель тестов - приписывание Респонденту результата (обычно количественного), который представляет его место в шкале различной ценности (в психологии - определенная черта личности, тип навыков и т. д.) - требует предварительных условий, которые эмпирически обоснованы в Нормализованные испытания и относятся в первую очередь к надежности и надежности. Следует подчеркнуть, что оба относятся ко всему тесту, а не к одному из его элементов - индикатору, а, следовательно, и к вопросу.
Информация, полученная с помощью одного индикаторного вопроса, крайне ограничена и не имеет самостоятельного значения для решения задачи исследования. Тестовая концепция вопроса как инструмента не чужда социологам. Контрольные вопросы редко используются в социологии в соответствии с принципами и требованиями, которые навязывает им эта концепция.
Давайте перейдем к другой концепции, которая, в отличие от обсуждаемой, не предполагает таких ограничений. Поскольку он давно используется в социологических исследованиях, давайте назовем его традиционным и в то же время, учитывая определенные характеристики, - информацией. Согласно этой концепции, каждый вопрос должен предоставлять единую семантическую информацию о реальности, которая лежит вне ситуации опроса. Эта концепция используется чаще всего.
Следующая концепция, на которой мы сосредоточимся, не имеет таких ограничений. Называют ее индикаторной. Это, так сказать, самый либеральный вид из всех, потому что он предъявляет меньше требований к вопросу как инструменту.
Индикаторная концепция вопросника не является монолитной. Иногда методисты, принимающие ее положения, отмечают возможность и необходимость описания силы взаимосвязи между индикатором и вопросом. Как правило, такие замечания встречаются в теоретических работах. Практикующие социологи обычно придерживаются другой версии, согласно которой невозможно установить силу этой связи. Можно дать неточное определение даже в теоретических терминах, не говоря уже об опыте непосредственных наблюдателей и - в известных случаях - участников изучаемых явлений.
Суть концепции расширенной информации, которая заслуживает более подробного рассмотрения, состоит в трех составных элементах вопроса, который выполняет функцию инструмента исследования. Это, во-первых, о тексте вопроса в вопроснике; во-вторых, о классификации полученных ответов (реакции респондентов); и в-третьих, об описании некоторого состояния вещей, которые формируют изучаемое явление.
Между последним и видами ответов респондентов существует определенная связь, которая должна быть взаимно однозначной. Другими словами, одно и то же положение вещей всегда должно быть связано с одним классом ответов, и наоборот. Если бы вопрос был надежным инструментом, он был бы таким. Однако на практике почти всегда есть отклонения.