Опросы и их вопросы
Опрос – метод сбора первичной социологической информации с помощью вопросов, задаваемых определенной группе людей.
Опрос – это самый распространенный, а иногда и единственный способ узнать мнение людей, выяснить причины их поступков.
Существует две разновидности опросов:
- анкетирование;
- интервью.
Опрос является разновидностью общения, поэтому его итоги зависят от некоторых обстоятельств:
- ситуации опроса;
- психологического состояния опрашиваемого в момент опроса;
- содержания устного вопроса или анкеты.
Полученная информация связана с интересами и опытом конкретного человека. Социальная реальность в этой информации преломляется в индивидуальном сознании.
Вопросы могут быть:
- открытые (не содержат подсказку);
- закрытые (содержащие перечень вариантов ответов);
- полузакрытые (комбинируют в себе открытые и закрытые вопросы);
- прямые, личные (опрашиваемые дают ответы в присутствии анкетера);
- косвенные, безличные (ответы на вопросы даются без присутствия анкетера).
По функциям выделяют вопросы:
- Основные, направленные на сбор информации об исследуемом явлении.
- Неосновные, ориентированные на выявление основного вопроса (используются вопросы-фильтры) и проверку искренности ответов (контрольные вопросы). Вопросы-фильтры помогают выявить компетентных респондентов и отсеять остальных. Контрольные вопросы позволяют проверить искренность опрашиваемых.
Анкетирование
Анкетирование – письменная форма опроса, проводимая, в основном, без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом.
Анкета представляет собой систему вопросов, имеющих одну направленность на выявление количественных и качественных характеристик предмета и объекта анализа. Анкета включает упорядоченный список вопросов, на который респондент отвечает согласно установленным правилам.
Анкетирование целесообразно проводить в двух случаях:
- Если необходимо опросить большое людей за относительно короткое время.
- Если респондентам нужно время и отпечатанные вопросы для тщательного продумывания ответов.
Анкетирование может проводится способом прямого или заочного опроса.
Анкета имеет определенную структуру и включает:
- опросный лист;
- «паспортичку»;
- преамбульно-инструктивный раздел.
При заочном анкетировании преамбула является единственным средством мотивации опрашиваемого на заполнение анкеты и искренность ответов. В преамбуле указывается кто и зачем проводит данное анкетирование, даются необходимые инструкции и рекомендации по работе с анкетой.
Опрос-молния (зонды общественного мнения, опрос-голосование) используется при исследовании общественного мнения. Анкета содержит, как правило, 3-4 пункта интересующей информации и несколько пунктов, связанных с социальными и демографическими характеристиками респондентов.
Интервью
Интервью – это непосредственная беседа интервьюера с респондентом, имеющая целью получение данных и проводимая по определенному плану.
Различают следующие виды интервью:
- Свободное интервью - беседа длительная, проводится по путеводителю интервью (свободному плану), без строгой детализации вопросов. Обозначается только тема беседы. Форму и способ ведения беседы интервьюер определяет свободно.
- Стандартизированное интервью. Характеризуется тщательной разработкой всей процедуры опроса: общий план беседы, вопросы и их последовательность, варианты ответов. Интервьюер не вправе менять последовательность и форму вопросов.
- Полустандартизированное интервью характеризуется использованием элементов свободного и стандартизованного интервью.
По характеру организации интервью делятся на:
- индивидуальные, подразделяемые на личные и телефонные;
- групповые.
По глубине проникновения в суть проблемы выделяют:
- Глубокое, или клиническое интервью. Его цель – получить информацию о склонностях опрашиваемого, его внутренних побуждениях.
- Фокусированное интервью. Направлено на выяснение реакции на заданное воздействие.
Алгоритм проведения интервью включает следующие этапы:
- установление контакта (представление, знакомство);
- закрепление контакта (демонстрация уважения к респонденту, важности и интереса к информации);
- переход к основным вопросам интервью.