Анкетный опрос в социологии представляет собой метод опроса, используемый с целью получения определенной эмпирической информации в соответствие с целями исследования посредством инструмента - анкеты.
Специфика данного метода обусловлена опосредованностью исследования, устанавливающей дистанцию между исследователем и респондентом: участие исследователя минимально, что позволяет получить необходимую информацию, неискаженную его субъективным присутствием, а также исключает социально – психологическое влияния исследователя на респондента.
Виды анкетирования в социологии
Классификация видов анкетного опроса основывается на различных критериях. Так, например, виды анкетного опроса определяются по:
- количеству респондентов, участвующих в исследовании;
- по степени охвата выборки исследования;
- по характеру контакта с опрашиваемыми.
По количеству респондентов, участвующих в исследовании анкетный опрос в социологии делят на:
- индивидуальный анкетный опрос (опрос одного человека);
- групповой анкетный опрос (опрос нескольких человек);
- массовый анкетный опрос (опрос нескольких сотен или тысяч человек).
По степени охвата выборки исследования анкетный опрос в социологии делится на:
- сплошной анкетный опрос (в данном случае, исследуется вся выборка исследования);
- выборочный анкетный опрос (в данном случае, исследуется репрезентативная часть выборки исследования).
По характеру контакта с опрашиваемыми анкетный опрос в социологии делят на:
- очный анкетный опрос (в данном случае исследователь находятся рядом с опрашиваемым во время опроса);
- заочный анкетный опрос (в данном случае во время опроса находится в другом месте);
- анонимный анкетный опрос (в данном случае респондент более откровенен в своих ответах);
- персонифицированный.
По способу раздачи анкет опрос делится на:
- раздаточный анкетный опрос;
- анкетный опрос по почте;
- электронный интерактивный анкетный опрос.
Преимущества и недостатки анкетного опроса
Как и любой метод опроса, данный метод обладает рядом преимуществ и недостатков.
Среди преимуществ анкетного опроса следует выделить:
- экономичность при затратах на исследование, что смягчает некоторые экономические барьеры (к примеру, не нужно привлекать высоко классифицированных интервьюеров);
- возможность исследования больших групп людей, от нескольких сотен до нескольких тысяч, что делает выборку репрезентативнее;
- а также удобство в сборе и кодировке полученной информации (формализуемость), что существенно сокращает время на обработку результатов исследования);
- отсутствие социально – психологического влияния исследователя на респондента.
Также надежность полученных результатов анкетного опроса обеспечивается:
- применением открытых и закрытых вопросов;
- отсутствием побудительных, риторических вопросов;
- наличием инструкции по заполнению анкеты;
- доступностью недвусмысленной интерпретации вопросов анкеты;
- соответствие инструментария замыслу исследования;
- мотиваций респондента;
- сбалансированностью вопросов и вариантов ответа;
- применением эффекта научения.
Среди недостатков данного метода следует выделить отсутствие контроля за заполнением анкеты респондентом, что существенно сказывается на обрабатываемых анкетах: они могут оказаться пустыми, либо быть частично заполненными. Также возникает проблема возврата анкет, для преодоления чего применяются различные мотивационные факторы, такие как приложенные сувениры (открытки, значки), напоминания, персонифицированные обращения.