Социальный опрос, как форма вопросно-ответного диалога
Исследователь обращается к методу опроса тогда, когда для решения поставленной задачи необходима информация о сфере сознания людей: о мотивах поведения, об мнениях, оценках окружающей действительности, о целях и жизненных планах, информированности, ориентации и т.д.
Именно участники рассматриваемых социальных процессов являются уникальным источником информации.
Метод опроса заключается в общении исследователя в форме вопросно-ответного диалога (прямо или через представителя интервьюера или анкетера) с совокупностью людей (респондентов).
Особенность общения при опросе имеет две взаимосвязанные черты: строгая научная процедура должна сочетаться с тем, что информация исходит от участников социологических процессов, воспринимающих их в рамках житейского опыта. Исследователь выступает носителем научного сознания, респондент – практического.
Основные формы опроса предопределены формой и условиями общения исследователя и респондента.
Различают:
- интервьюирование – интервьюер выступает посредником между текстом вопросника и опрашиваемым, он представляет авторов исследования, реализует цели исследования;
- анкетирование – респондент самостоятельно знакомиться с текстом вопросника и заполняет его.
Интервьюер
Интервьюер – непосредственный участник социологического опроса. Он задает респонденту вопросы, выслушивает ответы и фиксирует их в соответствии с предусмотренной инструкцией процедурой.
Привлечение интервьюеров, с одной стороны, увеличивает затраты средств и времени на их отбор, обучение, контроль качества работы. С другой стороны, хорошо и грамотно обученный интервьюер способен адаптироваться к индивидуальным особенностям респондента, может снять предубежденность и психологические барьеры, гарантирует:
- благоприятную ситуацию опроса,
- точность выполнения процедуры отбора респондентов,
- единообразие вопросов,
- контроль воздействия третьих лиц на ответы респондентов,
- возможность работы со сложными по содержанию и структуре анкетами.
На содержание получаемых данных интервьюер оказывает большее влияние, чем анкетер. Особое внимание при использовании интервью уделяют учету влияния интервьюера, которое, в зависимости от предмета исследования, строгости отбора, подготовки интервьюера и проверки качества его работы может быть положительным или отрицательным.
Респондент
Респондент – это человек, участвующий в социологическом опросе, электронных конкурсах и голосованиях, и отвечающий на разные вопросы анкетирования. Респондент – источник первичной информации о различных, поддающихся исследованию процессах и явлениях.
Надежность и достоверность информации, которую предоставил во время опроса респондент зависит от
- психологических,
- социальных,
- социально-психологических факторов.
На участников социологического опроса оказывают влияние внешние факторы:
- процессы демократизации повышают степень общественного мнения в планировании и осуществлении социологической политики,
- участие в опросе каждого индивида указывает на уровень его гражданского самосознания и социальной активности;
- участие в опросе респондента предопределено принципами выборочных процедур, обеспечивающих каждому участвующему в опросе человеку равные шансы на включение в выборку;
- ситуации опроса, содержание вопросников, последовательность вопросов и их формы определяются исследователем до начала опроса;
- контакт респондента с вопросником, сам процесс опроса контролируются интервьюером или анкетером в соответствии со стандартной инструкцией;
- респонденту предлагаются опросы в виде стандартных процедур.
Стандартная инструкция по заполнению вопросников для всех респондентов является единой, согласно ей, респонденты должны придерживаться четко прописанных требований.
Исследователь и респондент взаимодействуют во время опроса посредством беседы. Это взаимодействие носит субъективный характер, со стороны исследователя респондент выступает пассивным объектом.