На современном этапе развития социологии как науки, в рамках данной сферы научного познания фиксируется всплеск исследований, посвященных изучению молодежи на теоретическом и практическом уровнях. Формирование указанных тенденций может быть обусловлено как позитивными процессами, явлениями развития российского общества, кардинальными изменениями роли молодежи в нем, повышения ее значимости в системе общественного развития, так и негативными, обусловленными снижением численности молодежи как таковой. Импульс подобным исследованиям был положен в 90-х годах прошлого столетия, когда существенно изменилась роль молодежи в обществе.
Молодежь как объект социологических исследований
Несмотря на внушительный объем работ, посвященных изучению молодежи, ее роли в обществе, по сегодняшний день единый подход к дефиниции данной социальной группы отсутствует. Сложившаяся ситуация может выступать отражением высокой динамики трансформаций современного общества и роли молодежи в нем, стремительными изменениями облика молодых людей.
В наиболее общем виде под данной социальной группой может пониматься:
- обширная совокупность групповых общностей, сформированная на основе возрастных характеристик и связанных с ними видов деятельности;
- социально-демографическая группа, выделяемая на основании обусловленной возрастными особенностями специфики социального статуса молодых людей, их места и функций в обществе, специфических ценностей и интересов;
- социально-демографическая группа, находящаяся в процессе развития и становления психофизической, социокультурной, социальной и гражданской зрелости.
Возрастные рамки молодежи
Одной из наиболее дискуссионных проблем современных социологических исследований молодежи является проблема определения возрастных границ социально-демографической группы. На сегодняшний день четко сформулированные возрастные границы, обеспечивающие отнесение личности к группе молодежи, отсутствуют, варьируются: одни исследователи полагают, что данный период ограничивается возрастом от 14 до 16 лет, другие – продлевают его до 35 лет.
Трудности определения возрастных границ во многом обусловлены тем фактом, что современная молодежь во многом утратила прежние, стандартные механизмы перехода в мир взрослых и соответствующие временные интервалы данного перехода, которые раннее регулировались сложившейся системой институтов социализации личности.
Жизненные стили современных молодых людей настолько вариативны, настолько разнообразны, в том числе, - по возрастным критериям, что однозначно определить возрастные границы практически невозможно.
Критерии взрослости
Принимая во внимание сложности определения возрастных границ молодежи как социально-демографической группы, возникает необходимость разработки критериев, позволяющих отнести личность к взрослому населению. В качестве таких критериев могут выступать следующие:
- наличие формального взрослого статуса, закрепленного в действующем законодательстве и позволяющего обладать гражданскими правами данного общества;
- окончание профессионального образования;
- создание собственной семьи;
- начало профессиональной, трудовой деятельности;
- наличие определенной собственности.
В то же время, следует отметить, что вышеперечисленные критерии в настоящее время также подвергаются существенным трансформациям. В частности, такие критерии как создание собственной семьи в последние годы все реже имеет привязку к возрасту; получение профессионального образования не всегда выступает началом профессиональной деятельности и т. д.
Таким образом, несмотря на то, что молодежь сегодня выступает актуальным объектом социологических исследований, по сегодняшний день в теории и практики изучения остается целый ряд неразрешенных проблем и задач.