Кодирование информации
Кодирование социологической информации - это процесс, состоящий из двух компонентов – формирования ответов на вопросы и преобразования данных ответов в такой вид, который будет наиболее удобным для обработки и хранения.
Все ответы обрабатываются согласно двум методам. Один из методов связан с тем, что все ответы на какой-то конкретный вопрос группируются, классифицируются. Причем классификация происходит еще на этапе создания самой анкеты. А все эти возможные группы вводятся в анкету (закрытый вопрос). Второй метод связан с невозможностью создания необходимой группы данных до исследования. В итоге такая группа формируется после получения ответов респондентов (открытый вопрос). Если рассуждать об удобстве обработки, то намного эффективнее и легче использовать не ответы респондентов на вопросы, а коды тех групп имеющихся ответов, к которым они были отнесены.
Важно, что кодирование считается очень важным фактором обработки социологических данных. Кодирование считается неотъемлемой частью полноценного анализа социологических данных. К тому же, оно осуществляется еще до начала самого исследования, когда какие-то определенные коды получают те ответы на вопросы анкеты, которые относятся к общей проблеме.
Именно после кодирования можно приступить к эффективной обработке информации.
Вообще, существует два метода такой обработки данных, проверенных временем:
- ручной;
- машинный, который в современных условиях применяется гораздо чаще.
Машинный метод подразумевает применение персональных компьютеров, с помощью которых становится возможным обрабатывать значительные объемы социологических данных.
Технологическая процедура данной работы повторяет общие правила. Но, стоит отметить, социолог все равно должен знать все технические возможности компьютера, уметь правильно и своевременно составлять необходимые вопросы. По результатам расчетов с помощью компьютеров получаем таблицу. Их содержание и форма регистрации социологических данных определяются с помощью гипотез исследования и технических возможностей.
Шифры-коды направлены на отражение шкалы интенсивности ответов на открытый вопрос. Как правило, кодирование таких ответов происходит в два или три этапа. Сначала ответы выписываются отдельно. Позже подсчитывается, сколько раз использовался каждый вариант- частота его повторения. Затем все параметры группируются по смыслу, близости. Таких групп, как показывает практика, всего четыре или пять. Важно, что абсолютно каждой из них присваивается определенный шифр или код.
Стоит отметить, что кодирование является неким связующим элементом между качественными и количественными данными. А, значит, выполняются числовые операции с информацией, введенной в память компьютера. Если код не выполняется, не заменяется или теряется во время кодирования, то вся существующая информация неверна.
Открытое кодирование - это процесс разделения, сравнения, концептуализации и категоризации данных. Результатом работы в рамках открытого кодирования является формулировка списка понятий, описывающих эти данные.
Открытое кодирование состоит из следующих шагов:
- построчный анализ;
- определение явлений;
- группировка необходимых меток;
- классификация данных.
Построчный анализ заключается в том, что в каждой строке стенограммы ищутся ключевые слова или фразы, которые могут пролить свет на предмет исследования. Более абстрактные категории могут быть назначены нескольким случаям или наблюдениям как их названия. Результатом может быть довольно большой список «кодов», которые еще не связаны между собой.
Методы кодирования анкет могут быть разными:
- Непрерывная нумерация - каждый вариант ответа кодируется порядковым номером.
- Позиционное кодирование, когда числовой код состоит из порядкового номера вопроса и номера варианта ответа.
Особые трудности возникают при кодировании открытых вопросов анкеты. Выполняя такую работу, вы должны сначала обработать часть анкет, определить повторяющиеся варианты, а затем классифицировать их, указав числовые коды.
Определение процентных значений, вычисление значений, необходимых для «сжатия» информации (средние арифметические, взвешенные средние и т. Д.), Приведение к состоянию, удобному для анализа (группировка, ранжирование данных в порядке возрастания или убывания).
Проектирование данных в виде аналитических таблиц, графиков, диаграмм с использованием различных методов, приемов, повышающих наглядность информации.
Разделение процедур обработки информации на вышеуказанные этапы является несколько условным. Многие виды работ могут выполняться в разной последовательности или параллельно друг с другом.
Процедура обработки собранных данных должна быть максимально простой, рентабельной с использованием современных компьютерных технологий. Вот почему желательно выражать социологическую информацию в математических символах. Приписывание числовых значений свойствам исследуемого объекта называется измерением социологических характеристик.
Редактирование социологической информации
Целью этапа редактирования является подготовка информации, которая относится к опроснику. Это необходимо для перевода информации на соответствующий носитель. Процесс редактирования включает в себя процесс проверки анкет на правильность их заполнения. Типичные ошибки, которые могут возникать на данном этапе: неопытный респондент, неполное или непонятное заполнение самой анкеты, противоречивые ответы, двойственность излагаемой информации, неправильная интерпретация вопросов.
Очень важной частью подготовки социологических данных для анализа является комплексный контроль данных и оперативное исправление всех найденных ошибок. Сама процедура исправления ошибок состоит из обнаружения неправильных данных, поиска истинных значений данных, и, конечно, из исправления данных. Наиболее распространенными ошибками являются образование кодов, которых нет ни в каких инструкциях по кодированию информации, и формирование таких кодов, которые выходят за рамки логической структуры анкеты.
Стоит отметить, что, перед анализом данных некоторые вопросы, находящиеся в анкете, претерпевают большие изменения.