Разработка бланка интервью – это процесс конструирования бланка с вопросами для проведения интервью.
Интервью это один из самых старых и широко распространенных методов получения информации о людях. В интервью интервьюер получает информацию, задавая респонденту вопросы в определенной последовательности и фиксируя ответы на них. Во время интервью интервьюер и респондент ведут диалог лицом к лицу и стремятся при этом достичь конкретного результата. Фактически сам способ проведения интервью зависит от конкретной интересующей темы или цели.
Разработка интервью
Какой бы метод опроса ни выбрал исследователь, ему придется разработать целый ряд вопросов, которые потом он будет использовать в качестве инструмента для получения необходимых данных. Такой процесс является продолжением процесса операционализации понятий. Необходимо разработать инструментарий опроса либо для анкеты, которую участники опроса могут заполнить самостоятельно, либо бланк для интервью, который будет заполнен в ходе интервью.
Во время работы над инструментарием исследователь должен обратить внимание на формулировку, последовательность, содержание, форму и вид вопроса. Само содержание вопроса обусловлено общей проблемой исследования или его гипотезой и в свою очередь определяет ту информацию, которая может быть получена из ответа.
Бланк – это вид полиграфической продукции, который представлен в виде листа бумаги определённой формы с воспроизведенной на нём постоянной информацией, необходимой для исследования.
Бланк предназначен для последующего фиксирования информации, так как на нём имеются пустые места для последующего внесения туда информации (вручную, на печатной машине, на компьютере).
Практически на любую тему и о любом предмете можно задать множество вопросов, очное интервью не должно длится более 50 минут, телефонное не дольше 20 минут. Количество гипотез и изучаемых вопросов с помощью метода интервью должно быть сведено к минимуму, тогда полученная информация будет актуальной и достоверной. Отбирая вопросы для интервью, стоит убрать те из них, роль которых в предстоящем анализе данных заранее неясна.
В интервью всегда участвуют как минимум два человека: интервьюер – тот, кто задаёт вопросы, и респондент – тот, кто на них отвечает.
Этапы проведения интервью
Независимо от вида интервью, оно включает в себя несколько этапов.
Подготовительный этап. Данный этап включает в себя определение предмета. объекта, целей и задач исследования, составление плана интервью, примерного перечня вопросов и подготовка инструкции. На этом этапе следует проводить пилотажное интервьюирование.
Пилотажное интервью – пробное, которое предшествующее основному, проводится с целью проверки качества подготовки основного интервью.
После пилотажного интервью, уточняется программа исследования, редактируются вопросы и составляется итоговый вариант.
Основной этап – проведение интервью. Базовые вопросы составляют ядро опросного инструментария. Регламент пунктов внутри этой группы определяется преимущественно необходимостью придерживаться логического хода опроса.
Заключительный этап – анализ и интерпретация полученной информации.
Что собой представляет план интервью? Интервьюер готовит бланк с подробным перечнем вопросов, такой перечень является открытым и может быть дополнен в любой момент
Для того, чтобы установить контакт с респондентом, лучше использовать разминочные вопросы, они помогут достичь непринужденности во время интервью. Разминочными называют нейтральные вопросы, задающиеся с целью завязать беседу.
Биографические вопросы задают с целью собрать больше данных о респонденте, некоторые вопросы относятся к сугубо личным. После того как основные детали инструментария определены, необходимо принять решение, как лучше разместить их на бланке – это, что определяет формат инструментария.
Главное правило состоит в том, чтобы не скучивать на бланке все пункты опроса, из-за слишком тесного расположения вопросов можно нанести серьезный урон для будущего опроса. Интервьюер имеет возможность хорошо подготовиться и выучить наизусть весь бланк интервью, конечно, в сложных случаях без инструкции нельзя.
Количество видов интервью, говорит о инвариантности форм метода, ориентирует на наличие выбора и возможность использования конкретного вида интервью с учетом особенностей исследовательских задач и целей, а также специфики его организации, проведения и ситуации применения в конкретном исследовании.
Выводы
Интервью часто используют при приеме на работу, соискателю задают стандартные, заранее подготовленные вопросы, при этом многие вопросы задают без уточнений и пояснений, чтобы испытуемый отвечал так, как он понял вопрос.
Главным фактором успеха для интервью является правильная формулировка вопросов. В самом начале необходимо разъяснить респонденту задачи исследования, так чтобы убедить его в необходимости опроса и в том, что он заслуживает потраченного на него времени. Использование же самого метода интервью требует тщательной разработки методических процедур и приемов его использования.
В социологической научной литературе существует много правил и требований по составлению вопросов для анкетирования и интервью, они помогают избежать грубых ошибок и неэффективных вопросов, ведь если допустить ошибки во время составления вопросов, скорей всего не избежать ошибок и во время формирования выборки, сбора и анализа данных.
Хорошо спланированное интервью может помочь в исследовании или проверке научных гипотез, есть у данного метода и свои недостатки, так интерпретация данных носит субъективный характер, на интервью может влиять жизненная позиция самого интервьюера, личность интервьюера может незаметно влиять на то, насколько открытым и искренним проявит себя респондент во время интервью. С последним фактором связано возможное утаивание и искажение жизненно важной информации, в результате можно получить большой объем не достоверной информации.