Социологический опрос и его виды
Социологический опрос – это метод получения первичной информации, который основывается на проведении социологического исследования.
Суть данного метода заключается в прямом или косвенном общении между интервьюером и респондентом для сбора определенных данных. К основным видам опросов относятся: интервьюирование, анкетирование, экспертный вопрос, социометрический опрос, социологическое тестирование.
- Интервьюирование – это личное общение между интервьюером и респондентом. Интервью может быть форматизированное, когда интервьюер задает вопросы строго по плану; полуформализованное, где социолог может менять порядок вопросов в ходе интервью; неформализованное, которое могут проводить без опросника.
- Анкетирование – это процедура проведения письменного опроса при помощи разработанной ранее анкеты. Преимуществами такого вида опроса есть: высокая оперативность собранной информации, строгое регулирование процедуры позволяет хорошо структурированные результаты; анонимность респондентов повышает объективность ответов, возможность организации массовых опросов и сбора большого количества данных.
- Экспертный опрос является разновидностью опроса, в ходе которого респондентами выступают эксперты в определенной области. Основное предназначение данного опроса состоит в повышении надежности информации с той или иной проблемы.
- Социометрический метод опроса – это один из видов опроса, который используется для изучения отношений внутри коллектива путём выявления отношений между членами коллектива.
- Социологическое тестирование – это способ проведения социологического опроса при помощи тестов.
Проблемы, которые возникают в разных видах социологических опросов
- Интервью. Одной из главных проблем в интервью является неправильное его начало. Ведь то, как интервьюер представится, задаст первый вопрос, от этого и будет зависеть, как в дальнейшем респондент будет отвечать на вопросы. Ещё одной проблемой является субъективное мнение респондентов. С этого факта вытекает, что данные, которые получены таким методом нужно сопоставить с данными, которые получены в результате другого метода.
-
Анкетирование. Много проблем, которые возникают при социологическом анкетировании, напрямую связаны с разработкой анкеты. Среди них можно выделить:
- непонимание. Под непониманием подразумевается использование в анкете интервьюером терминов, слов, аббревиатур которые не знает респондент;
- отсутствие равнозначного выбора для респондента. Бывает так сформулирован вопрос, что респондент не может выбрать подходящий ему ответ. Более того, вопрос разделяет мнение респондента;
- если анкетирование проводится почтой, то главной проблемой здесь является маленький процент возврата анкет.
-
Экспертный опрос. Главная проблема – субъективность. Как говорилось выше, для данного вида опроса используются эксперты, поэтому полученные данные могут быть либо субъективные, либо коллективно-субъективные.
- Социометрический метод. Полученные в ходе такого исследования данные могут носить ситуативный характер и отражать поверхностные отношения внутри коллектива. В таком случае, логичным будет перепроверка и дополнение полученных при социометрическом опросе данных с помощью других методов.
- Социологическое тестирование. В тестировании респондент всегда ограничивается ответами, которые есть в бланке. Данные тестов должны быть подкреплены ещё дополнительной информацией.