Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Проблемы социологического опроса

Социологический опрос и его виды

Определение 1

Социологический опрос – это метод получения первичной информации, который основывается на проведении социологического исследования.

Суть данного метода заключается в прямом или косвенном общении между интервьюером и респондентом для сбора определенных данных. К основным видам опросов относятся: интервьюирование, анкетирование, экспертный вопрос, социометрический опрос, социологическое тестирование.

  • Интервьюирование – это личное общение между интервьюером и респондентом. Интервью может быть форматизированное, когда интервьюер задает вопросы строго по плану; полуформализованное, где социолог может менять порядок вопросов в ходе интервью; неформализованное, которое могут проводить без опросника.
  • Анкетирование – это процедура проведения письменного опроса при помощи разработанной ранее анкеты. Преимуществами такого вида опроса есть: высокая оперативность собранной информации, строгое регулирование процедуры позволяет хорошо структурированные результаты; анонимность респондентов повышает объективность ответов, возможность организации массовых опросов и сбора большого количества данных.
  • Экспертный опрос является разновидностью опроса, в ходе которого респондентами выступают эксперты в определенной области. Основное предназначение данного опроса состоит в повышении надежности информации с той или иной проблемы.
  • Социометрический метод опроса – это один из видов опроса, который используется для изучения отношений внутри коллектива путём выявления отношений между членами коллектива.
  • Социологическое тестирование – это способ проведения социологического опроса при помощи тестов.

Проблемы, которые возникают в разных видах социологических опросов

  1. Интервью. Одной из главных проблем в интервью является неправильное его начало. Ведь то, как интервьюер представится, задаст первый вопрос, от этого и будет зависеть, как в дальнейшем респондент будет отвечать на вопросы. Ещё одной проблемой является субъективное мнение респондентов. С этого факта вытекает, что данные, которые получены таким методом нужно сопоставить с данными, которые получены в результате другого метода.
  2. Анкетирование. Много проблем, которые возникают при социологическом анкетировании, напрямую связаны с разработкой анкеты. Среди них можно выделить:

    • непонимание. Под непониманием подразумевается использование в анкете интервьюером терминов, слов, аббревиатур которые не знает респондент;
    • отсутствие равнозначного выбора для респондента. Бывает так сформулирован вопрос, что респондент не может выбрать подходящий ему ответ. Более того, вопрос разделяет мнение респондента;
    • если анкетирование проводится почтой, то главной проблемой здесь является маленький процент возврата анкет.
  3. Экспертный опрос. Главная проблема – субъективность. Как говорилось выше, для данного вида опроса используются эксперты, поэтому полученные данные могут быть либо субъективные, либо коллективно-субъективные.

  4. Социометрический метод. Полученные в ходе такого исследования данные могут носить ситуативный характер и отражать поверхностные отношения внутри коллектива. В таком случае, логичным будет перепроверка и дополнение полученных при социометрическом опросе данных с помощью других методов.
  5. Социологическое тестирование. В тестировании респондент всегда ограничивается ответами, которые есть в бланке. Данные тестов должны быть подкреплены ещё дополнительной информацией.
Дата последнего обновления статьи: 04.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot