Прикладное социологическое исследование как механизм получения информации
Для того, чтобы получить актуальную и правдивую информацию, исследователи используют самые различные методы и методики, которые соответствуют целям их исследований и направлены на достижение конкретного результата. Основным механизмом для получения информации в рамках социологической науки является прикладное социологическое исследование.
Прикладное социологическое исследование представляет собой систему логически выстроенных, последовательных методологических технических и организационных процедур, которые тесно связаны друг с другом, и преследуют определенную цель. Так, для организатора и исполнителя исследования крайне важно получить наиболее достоверные данные об изучаемых процессах и явлениях, а в дальнейшем использовать их в реальной практике исследования.
Как правило, необходимость в проведении прикладного социологического исследования возникает тогда, когда ученые фиксируют общественную потребность в обладании более обширной, научной и, что самое главное, объективной информацией по наиболее актуальным проблемам, которые фиксируются в социальной жизни человека.
То есть, благодаря прикладным социологическим исследованиям можно получить информацию, которая «скрыта от глаз»: ту информацию, которую исследователь не сможет добыть никакими иными способами, кроме социологического исследования прикладного характера. Для этого он разрабатывает программу, выбирает ключевые методы и методики, подводит результаты и выявляет наиболее значимые тенденции.
Поскольку прикладное социологическое исследование – это достаточно сложный механизм, его необходимо тщательно организовывать, прорабатывая вопросы на каждом этапе. Среди последовательных этапов исследования мы выделим следующие:
- Подготовка самого социологического исследования, которая включает в себя определение вида исследования, разработку программы социологического исследования прикладного характера, определение выборочной совокупности, подготовку инструментария для сбора первичной социологической информации, которая станет основой прикладного социологического исследования;
- Сбор первичной социологической информации благодаря использованию двух методов – количественного или качественного. Нередко исследователи используют оба этих метода, поскольку считают, что так они получат более основательную информацию, которая будет подкреплять или опровергать выдвигаемые предположения – гипотезы;
- Обработка социологической информации напрямую зависит от выбранных методов сбора данной информации. Результаты также обрабатываются, исходят из принципов выбранных методов социологического исследования.
Последний этап – это анализ полученных данных и интерпретация информации таким образом, чтобы она была доступна любому человеку, который в тех или иных обстоятельствах принял решение обратиться к этим данным. Интерпретация должна быть свободна от субъективных оценок и рассуждений исследователя, поскольку она несет в себе объективное отражение социальной реальности, и любое мнение может лишь испортить, исказить картину.
Виды прикладных социологических исследований
Прикладные социологические исследования обладают собственной структурой и особенностями формирования и проведения. Отсюда и наличие сразу нескольких видов социологических исследований, каждое из которых ориентируется на реализацию тех или иных задач и достижение определенных целей.
Всего сегодня выделяют три основных вида социологического исследования – разведывательное (иными словами, пилотажное), описательное и аналитическое.
Разведывательным (пилотажным) исследованием называют наиболее простое прикладное социологическое исследование, поскольку они ориентируется на разрешение наиболее ограниченных, узких задач, которые ставит перед собой исследователь. Пилотажное исследование охватывает небольшие исследуемые совокупности и основывается на наиболее простой программе социологического исследования. Оно занимает немного времени, поэтому в основном служит источником информации при наиболее оперативных социологических исследованиях, когда необходимо получить оперативную информацию о тех или иных событиях и явлениях.
Второй вид исследований – описательные. Они представляют собой более сложное исследование, которое также можно отнести к разряду конкретно-социологического анализа. Задача описательного исследования состоит в том, чтобы даль более целостное представление об исследуемом объекте, охарактеризовать его внутренние свойства, функции и признаки. Обычно описательное исследование применяется тогда, когда необходимо изучить более обширную общность людей, которая обладает отличными от остальных характеристиками и свойствами. Описательное исследование организуется и проводится в соответствии с полной программой, а также базируется на всем множестве методически апробированных элементов социологического инструментария. В этом состоит его основное отличие от разведывательного исследования. К тому же, подчеркнем тот факт, что данный вид исследования может проводиться различными методами, все зависит лишь от поставленных задач и от направленности исследования, которая играет значимую роль в организации.
Третий вид прикладных социологических исследований – это аналитическое исследование. По сути, оно является самым углубленным видом социологического анализа, в отличие от двух предыдущих видов. Цель аналитического исследования состоит в том, чтобы выявить причины, которые становятся основанием того или иного явления, а также причины и факторы, которые обуславливают характер, распространенность и остроту явления. В аналитическом исследовании используются методы, которые позволяют определять черты и характер явлений и процессов, их специфику, а также негативные и позитивные аспекты. При аналитическом исследовании используется не один, а сразу несколько методов, которые взаимодополняют друг друга, создавая более явную картину окружающей действительности во всем многообразии процессов и явлений.