Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Первичные и вторичные социологические исследования

Первичные социологические исследования

Социологические исследования по своей структуре и последовательности бывают нескольких видов. Начнем с рассмотрения возможных вариантов первичных исследований.

Замечание 1

Суть первичного исследования заключается в получении самой основной и поверхностной информации об исследуемом объекте. Благодаря первичным исследованиям также возможно получить примерные данные об интересующем явлении, которые затем более углубленно и локально исследуются в результате вторичного изучения.

  1. Пробное исследование.

    Пробное исследование своей целью определяет уточнение проблематики исследования. Также в процессе данного исследования автор определяет главную цель, ряд социологических задач, выдвигает гипотезы. По сути, оно является в первую очередь концептуальным исследованием. В результате пробного исследования ученый получает примерные сведения об интересующем объекте.

    Методы поискового исследования:

    • Интервью с потенциальными респондентами - возможность получить данные непосредственно у интересующей личности или группы людей. Интервьюирование считается одним из самых распространенных методов, когда исследователь стремится получить углубленные данные у отдельного человека;
    • Фокус-группа по актуальной проблеме исследования - групповое интервью, позволяющее не только выявить мнение каждого участника по исследуемой проблеме, но и грамотно разработать план дискуссии;
    • Опрос экспертной группы, или просто группы людей, которые имеют отношение к проблеме исследования - изучение мнения тех, кто непосредственно связан с объектом исследования. Например, при проведении маркетинговых исследований в нем принимают участие владельцы компаний, соучредители;
    • Изучение документации, статистических данных.
  2. Описательные и аналитические исследования.

    Описательное исследование – свои названием указывает на то, что главная цель - дать описательную, развернутую характеристику структуре явления, а также динамике его развития. Благодаря описательному исследованию социолог получает более целостное представление об исследуемом явлении или процессе без выявления каких-либо причинных связей.

    Аналитическое исследование – считается в социологии самым углубленным видом анализа, который обладает такими признаками, как:

    • Репрезентативность - соответствие выборки общей генеральной совокупности исследования и ее требованиям;
    • Надежность и достоверность - полученные данные в ходи аналитического исследования являются актуальными и правдивыми, не вызывают у заказчика сомнений и не расходятся с реальной действительностью.
  3. Сплошное и выборочное исследования.

    Сплошное исследование – это такое социологическое исследование, которое охватывает все единицы генеральной совокупности. Самым ярким примером таких исследований выступает перепись населения, когда исследуемые единицы не отбираются по какому-то определенному признаку.

    Выборочное исследование – представляет собой способ систематического сбора социологических данных о поведении человека, его установках. Опрос производится в специально подобранной группе из огромной совокупности. Преимуществом выборочного исследования является возможность для социолога получить данные об отдельных группах, а также сравнитьих между собой. но это уже относится к следующему типу исследований - вторичному.

Вторичные исследования

Определение 1

Вторичное (повторное) исследование – это социологическое исследование, которое проводится по общей программе через определенный промежуток времени. Чаще всего, социолог видит необходимость во вторичном исследовании, когда ему нужно получить результаты, характеризующие динамику изменения объекта исследования.

Виды вторичных исследований:

  1. Лонгитюдное – исследование, которое предполагает многократную последовательную регистрацию определенных показателей через строго установленные промежутки времени с целью определить динамику их изменений;
  2. Когортное – исследование, при котором производится изучение лиц одного возраста на протяжении длительного времени. Цель – анализ изменений в образе жизни людей одного и того же поколения;
  3. Трендовое – исследование, которое производится на одной и той же генеральной совокупности с интервалом во времени и с соблюдением относительно одинаковой методики. Цель – установление тенденций социальных изменений, их трендов;
  4. Панельное – исследование, которое проводят по единой программе, на одной и той же выборке, а также с использованием единой методики через определенный временной промежуток. Цель – анализ динамики событий в общественной жизни.
Замечание 2

Таким образом, в социологии существуют первичные социологические исследования (пробное и пилотажное, описательное и аналитическое, сплошное и выборочное) и вторичные (лонгитюдное, когортное, тендовое и панельное).

Дата последнего обновления статьи: 31.10.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot