Сущность переменных социологического исследования
Проблема измерения в социологической науке признается одной из главных. Итогом концептуализации является определенная общность допущений, предположений, гипотез о природе исследуемых объектов, которая основана на существующих теоретических знаниях. Она базируется на общности взаимосвязанных логически абстрактных концептов, которые описывают предмет исследования. Язык социологов таков, что практически ни одно из применяемых в нем понятий не может конструироваться самостоятельно в отрыве от реальности.
Практически все понятия в социологии нуждаются в переводе в систему переменных. Это значит, что социологические термины и понятия - опосредованно или прямо (посредством процедуры операционализации) - можно выражать на языке измерений, как практически все понятия в физике выражены численным языком.
К примеру, образование или доход могут принять множество значений, которые выражены цифрами:
- доход: в 101-501, 502-1001, 1002-1501 рублей,
- образование: начальное образование (четыре класса), среднее неполное (девять лет), среднее полное (одиннадцать лет), высшее (пять лет) и т. п.
Возраст содержит целый ряд значений, например, один год, двадцать лет, семьдесят пять лет и иные.
Необязательно, чтобы переменная содержала количественное выражение. Пол является типичным примером социологической переменной, которую выразить в цифрах невозможно.
Типы переменных
Если словарь дает концептуальное определение переменных, то инструкции о том, как их измерять, будет являться операциональным определением. Первый тип определения переменной именуют также качественным, а второй – количественным, так как он предполагает измерительную процедуру.
Под концептуальным определением переменной (или понятия) понимают словесную дефиницию или расшифровку, которая позаимствована обычно из словаря. Концептуальное значит теоретическое определение, в котором абстрактные понятия могут быть расшифрованы посредством конкретных.
Под операциональным определением переменной понимают совокупность действий, с помощью которых в реальности наблюдаются (посредством анкетирования или интервью) эмпирические признаки описываемого такой переменной реальных явлений и фиксируются в измеряемой величине.
Два эти типа определения переменной- операциональное и концептуальное имеют тесную связь друг с другом. Если для начальной стадии эмпирического исследования можно ограничиваться концептуальным определением, к примеру такого понятия, как «плотность проживания», то на следующих стадиях потребоваться может операциональное его определение при указании числа комнат или величины площади на одного человека. Таким образом, эмпирическое исследование (а именно создание ТМПИ) может начинаться с концептуальных определений, а подытоживается операциональными.
Переменные отличаются тем, что одни из них можно измерять единственным способом (совокупностью единиц измерения), а иные несколькими способами. В итоге методологи выделяют следующие типы переменных:
- Одномерные;
- Многомерные.
Процедура операционализации является поиском определенных свойств с обобщенным содержанием явления, которое обозначается понятием концептуальной модели, дающих возможность выделять это явление из социальной действительности и образующих возможности его наблюдения. Например, содержание понятия «успешность человека» - всего в жизни добился, обеспеченный, занимается спортом, семья, дети и т.п.
Переменная социологического исследования является операциональным свойством предмета или объекта исследования, которое поддается наблюдению и принимает несколько значений.
То есть не каждое операциональное свойство может являться переменной.
Необходимые условия операционального свойства как переменной:
- Оно должно содержать диапазон изменения такого свойства, чтобы можно было отличить единицы исследования. Как минимум – это два значения, чем больше будет значений, тем больше единиц исследования с разнообразными состояниями такого свойства оно будет способно выделять.
- Оно должно обладать эмпирически наблюдаемыми различиями в состояниях. В ходе рассмотрении операционального свойства как переменной необходимо иметь в виду, что переменная является исходной основой для выделения эмпирических фактов, которые подлежат измерению. Для того, чтобы операциоальное свойство могло выступить как переменная, на эмпирическом уровне должна быть возможность отличать одно состояние такого свойства от иного, то есть возможность эмпирического наблюдения отличия в его состояниях.
Согласно вышеназванным требованиям к переменным на первом этапе из состава операциональных свойств должны быть отобраны те из них, что отвечают таким требованиям. Но не все отобранные подобным способом переменные по причине собственной многочисленности могут включаться в исследование. В связи с этим, на втором этапе из состава отбираемых переменных избираются те, которые включаются в разрабатываемое исследование. По итогам отбора складывается модель переменных социального исследования.
Модель переменных является понятийной моделью, представляющей совокупность тех понятий операциональной модели, принимающих два и более значения, обладают эмпирически наблюдаемыми различиями, включаются в данное исследование.
Процедура установления связей меж концептуальным аппаратом исследования и его методологическим инструментарием именуется операционализацией понятий. В процессе такой процедуры исследователь детализирует интерпретацию главного понятия. Детализация состоит в расчленении выделенных ранее составляющих основного понятия на их члены (семантически - на понимаемые однозначно или интерпретируемые термины). В итоге формируются простые - операциональные определения.