Социологический опрос представляет собой метод сбора первичной информации об исследуемом объекте посредством обращения с вопросами к респондентам.
В основе социологического опроса – опосредованное (анкетирование) либо не опосредованное (интервью) социально-психологическое взаимодействие социолога и респондентов путем регистрации ответов на вопросы, формулирование которых обусловлено целями и задачами изучения.
Данный метод сбора информации выступает приоритетным при изучении социальных явлений и процессов, малодоступных для непосредственного наблюдения, а также в ситуациях, когда изучаемый объект не обеспечен документальной информацией.
В отличие от других методов социологии опрос позволяет выявить не только акцентированные мнения респондентов, но и отдельные нюансы, оттенки настроения опрошенных, отдельные интуитивные аспекты поведения. Кроме того, данный метод исследования отличается экономичностью, простотой, доступностью, оперативность, универсальностью, что позволяет успешно применять его как для получения объективных данных о социальной действительности, так и для выявления особенностей субъективного восприятия, оценивания респондентом тех или иных социальных явлений, процессов.
Условия проведения социологического опроса
Получение достоверных, релевантных, точных результатов в процессе проведения опроса требует соблюдения ряда условий, включая следующие:
- валидность диагностического инструментария, обоснованного исследовательской программой;
- создание психологически благоприятной, комфортной обстановки для проведения опроса;
- тщательная подготовка социолога к проведению опроса.
Виды социологического опроса
В современной социологической науке представлены различные подходы к классификации социологических опросов. Выделяют:
- устные (интервьюирование) и письменные (анкетирование),
- выборочные и сплошные,
- экспертные и массовые,
- общенациональные и локальные,
- очные и заочные виды опроса.
Одним из распространенных методов социального опроса выступает анкетирование, анкетный опрос, обеспечивающий получение разнообразной и качественной социологической информации. Анкетный опрос может быть:
- сплошным;
- выборочным.
В качестве разновидности сплошного опроса следует назвать перепись населения, позволяющую проследить динамику моделирования, изменений социальной структуры.
Другими словами, в основе сплошных опросов – генеральная выборка, под которой понимается все население государства или та его часть, которая выступает объектом изучения социолога.
В отличие от сплошного выборочное анкетирование является более экономичным, основывается на выборочной совокупности – множестве респондентов, опрошенных социологом.
Особенности социологических опросов
Принимая во внимание экономичность, оперативность опроса как метода получения информации, в последние годы он активно используется в педагогике, психологии, политологии и пр.
Однако в отличие от опросов других научных областей, социологический опрос характеризуется рядом уникальных особенностей, включая следующие:
- количество опрошенных: если в других областях научного знания специалист, как правило, имеет дело с одним респондентом, социолог опрашивает сотни и тысячи людей;
- достоверность и объективность получаемых информационных данных, обусловленная количеством респондентов, что позволяет применять математические методы обработки статистических данных;
- целью социологического опроса выступает приращение научного знания, выяснение научной истины, обогащение науки, а не решение конкретных прикладных задач.
Таким образом, социальный опрос представляет собой один из наиболее эффективных методов исследования различных социальных процессов, явлений, феноменов.