Стратегия социологического поиска
Концептуальные представления социологов в отношении социальной реальности ориентировали их в выборе соответственных объектов исследования, позволяя им формировать определенные гипотезы, ставить цели на учреждение каузальной или функциональной зависимости меж социальными явлениями. Они дают возможность получать обоснованные логически выводы, служат базисом для систематизации социальных фактов, то есть исполняют роль методологии.
Социолог не может навязывать собственные концепты и собственную волю иным членам общества, он не отрицает авторитетности здравого смысла и непрофессиональных познаний, а принимает участие в диалоге с ними, проясняя природу таких знаний. Эта стратегия исследования обладает непосредственной связью с интерпретацией социологами итогов их исследований и с переносом акцентов в социологическом поиске от знания на взаимное понимание.
В процессе исследования взаимодействий с иными людьми социолог может усовершенствовать собственные представления о природе реальности социума и социологического знания. Постепенно формируется стратегия заинтересованного в социальной жизни исследователя, который выступает против обещаний политиков и ученых искусственно создавать рациональную организацию условий человеческой жизни.
В процессе собственных исследований социологи преследуют разнообразные цели, располагают различными возможностями объяснения изучаемых ими социальных процессов и явлений. Понимая сложность предмета и объекта своего анализа, социолог может сосредотачивать собственное внимание на изучении только одного из аспектов реальности социума. Его могут заинтересовать группы и личности, общества и социальные системы, мировые системы, взаимодействие меж всеми этими субъектами жизни социума.
В исследовании социологии раскрывается как сложность предмета и объекта анализа, так и многообразность уровней самого исследования в форме процесса.
История социологических исследований в СССР
Обратимся к двадцатым годам прошлого века. Тогда исследовались активным образом изменения в условиях быта и труда трудящихся, изучались структура и бюджет свободного времени работника, производство населения и воспитание индивидов детского возраста, иные важные процессы в социуме и общественные явления. Появлялись понятия социология деревни, деревни, политики молодежи, искусства, социология других конкретных объектов. Была издана литература по отдельным сферам социальных знаний.
В те периоды глубокими исследованиями бюджетов времени разнообразных групп и слоев общества, выработкой социологических закономерностей производственного развития, выяснением роли трудовой деятельности занимался российский ученый Станислав Струмилин. Его труды содержали информацию о явлениях и процессах в социуме и ценные прогнозы. По причине гонений он вынужден был посвятить себя разработке проблематики экономической науки.
По существу, в 40-50-ые годы в СССР не проводилось никаких социологических исследований. Причина заключалась в отрицании значения социологии как полноправной и самостоятельной науки о самом обществе, законах его функционирования и развития.
Только в начале 60-ых годов с наступлением «оттепели» стали проводиться определенные социологические исследования. В 1960 году в Институте философии Академии наук СССР было организовано первое в государстве социологическое подразделение. Изначально это был сектор исследования новых форм быта и труда, позже преобразованный в Отдел конкретных исследований социологии.
Сведения социологических исследований уже использовались на практике при разрешении каких-либо вопросов реальной жизни, а социология еще не получила признания как самостоятельная обществоведческая наука. Тот факт, что производилось множество конкретных эмпирических исследований различных сторон жизни социума, давало основания для рассмотрения социологии исключительно как прикладной науки. Совместно с этим по-прежнему существовало мнение, что единственно научной теорией общества может быть признан лишь исторический материализм, что существенным образом замедляло развитие социологии.
Так было до конца 80-х годов, когда в силу множества сложившихся экономических, социально-политических и внешнеэкономических обстоятельств СССР оказался перед объективной необходимостью общественного реформирования. Тогдашнее «партократическое» руководство СССР избрало не научный, а волюнтаристический способ разрешения назревавших экономических и экономико-политических проблем государства.
Социологические исследования в современной России
Не изменялось положение и до настоящего периода. Но, социологи продолжили производить собственные исследования процесса реформирования общества России. В итоге выявляются, изучаются как позитивные, так и негативные аспекты происходящих в государстве изменений. В частности, обращается внимание на установление элементов инфраструктуры рынка, прежде всего торговой и банковской, ликвидацию дефицита товаров, но в то же момент отмечается:
- уменьшение объемов сельскохозяйственного и промышленного производства,
- разрушение технического и научного потенциала государства,
- значительное снижение жизненного уровня большей части населения,
- рост преступности,
- увеличение числа разнообразных форм социальных аномалий.
Социальная стоимость реформирования оказалась непомерно высокой.
Социологи предлагали определенные меры для того, чтобы преодолеть негативные и опасные тенденции. Сформирован вывод о том, что основное направление современного этапа реформирования должно быть определено как объективными тенденциями развития цивилизации мира, так и потребностями по принятию адекватной евразийскому российскому менталитету модели развития общества.
Социологи объяснили, что при существовании мощного научного, сырьевого, индустриального и человеческого потенциала, которым располагает государство, Россия может осуществлять стремительный научно-технический, экономический и социальный рывок вперед, и не только сравняться с развитыми государствами, но и занимать прочнейшие ведущие позиции в мировой политической и экономической жизни, технической и научной сфере.