Интервьюирование – это метод получения информации во время устного общения между двумя собеседниками – интервьюером и респондентом. Интервью предусматривает регистрацию и анализ ответов на вопросы, а также изучение особенностей невербального поведения опрашиваемых.
Интервью используется как дополнение к анкетированию, на стадии подготовки массовых анкетных опросов с целью уточнить ответы по анкете, чаще всего интервью используют для опроса экспертов, специалистов или известных людей. Интервьюирование является самостоятельным методом сбора информации, используется исследователями только тогда, когда нет необходимости в больших выборках.
От анкетирования интервью отличается тем, что бланк с ответами фиксирует не сам респондент, а интервьюер, во время интервью могут использоваться современные технические средства, такие как телефон, диктофон, магнитофон, часто интервьюирование применяется не только в социологии, но и в журналистике, медицине и психологии.
В социальных исследованиях часто используется интервью как сбор первичного материала. Способ интервьюирования рационально применять в случае, если исследователь предполагает объективность в ответах респондента.
В отличие от стандартной беседы интервью всегда имеет определенную цель и предполагает предварительное планирование действий и обработку данных.
Интервьюирование является универсальным методом сбора сведений, информация полученная с помощью интервью может пригодится практически в любом исследовании, так как информация, полученная со слов опрашиваемых лиц всегда несет в себе ценность.
Есть у интервьюирования и свои недостатки, так как оно считается одним из самых субъективных методов в научном познании, во время интервью есть риск получить недостоверную или искаженную информацию, респондент может намерено уклонятся от достоверных ответов или же может отклонятся от истины в силу следующих причин:
- податливость давлению интервьюера;
- незнание каких-то значимых фактов, ложная информация о чем-то;
- негативное отношение к интервьюеру;
- сознательное уклонение от правдивых ответов;
- стереотипное мышление;
- сомнение в сохранении анонимности.
Проводит интервью – интервьюер, который в свое очередь тоже может стать лицом, искажающим собранную информацию, поэтому к его квалификации часто предъявляются высокие требования. Интервьюер должен быть проницательным, психологически устойчивым, коммуникативным, компетентным. Особое значение подчас приобретают при этом сдержанность и терпение, общая эрудиция, гибкость ума, располагающие манеры и внешность, устойчивость к утомлению.
Этапы организации интервью
Существует несколько видов интервью, но вне зависимости от того, какой вид интервью используется в работе исследователя, есть четкая последовательность действий, обеспечивающая должную эффективность реализации данного метода.
Подготовительный этап включает в себя следующие моменты.
- Определить предмет и объект опроса, выбрать вид интервью.
- Составить план интервью, подготовить технические средства регистрации и обработки данных.
- Провести пилотажное интервьюирование.
- Уточнить программу исследования, отредактировать вопросы.
- Составить итоговый вариант совокупности вопросов, способов анализа собираемой информации.
Основной этап – проведение интервью.
Заключительный этап. На этом этапе полученную информацию анализируют и интерпретируют, сопоставление результатов устного опроса с данными, полученными при помощи других методов психологического исследования.
Требование к личности интервьюера
Интервьюер должен быть общительным, терпимым, чутким, эрудированным, иметь грамотную речь и четкую дикцию. В качестве интервьюеров могут выступать как профессиональные социологи, а также представители любых профессий. Как показывает практика, лучшими интервьюерами оказываются не специалисты, в связи с их большей беспристрастностью и нейтральностью по отношению к результатам исследования. Идеальный интервьюер – гомогенен по статусу по отношению к респонденту.
Гомогенный – однородный по составу, свойствам, происхождению и т. п.
Правила составления вопросов для интервьюирования
- Вопросы должны быть логичными, простыми и понятными для респондента.
- Избегать сложных технических терминов и малознакомых слов, слов с неопределенным значением, затрудняющих ответы.
- Избегать слишком личных и не корректных вопросов, так как респондент может отказаться на них отвечать.
- Предпочтение следует отдавать конкретным вопросам, тогда и отвечать на них будут конкретно, избегать абстрактных и обобщенных вопросы.
- Н стоит задавать слишком личные вопросы в начале интервью, если их никак не избежать, стоит их задать уже во время сложившейся беседы.
- Если респондент не разбирается в каких-то предметах или процессах, стоит прояснить ситуацию или привести пример и кратко в двух словах изложить материал.
- Вопросы не должны задевать самолюбия респондента.
- Стоит отступить от логического порядка, чтобы избежать влияния ответов на предшествующие вопросы.
В отличие от анкетирования, интервью не самый простой и дешевый метод сбора информации, для получения одного и того же объема информации с помощью интервью понадобится гораздо больше времени и затраченных средств. Применение интервью как метода в исследовании предполагает наличие специально обученного, компетентного интервьюера, что, естественно, требует не малых финансовых затрат. Интервью может занимать длительное время, что может негативно влиять на результат опроса, может сказать усталость самого респондента и интервьюера.
Все эти нюансы, связанные со сложностями проведения и организации интервью, являются вполне преодолимыми, настраивают на более серьезное отношение к организации интервью с целью использования всех его преимуществ в социологической практике.